В начале 1998 года Родни Стиф (Rodney Stiff) и Фил Эйнсворт (Phil Ainsworth) решили создать компанию по выпуску высокоэкономичного легкого композитного самолета. Четыре года спустя модель
самолета Jabiru LSA 55/2K была сертифицирована Управлением гражданской авиации Австралии в соответствии с австралийскими требованиями (САО 101.55),
соответствующими американским FAA в категории Primary. Сертификат типа был вручен 1 октября 1991 года, а через месяц итальянский производитель двигателей
IAME-KFM112M сообщил о прекращении производства. В то время KFM был самым легким из четырехтактных двигателей, существующих на рынке, и компания Jabiru занялась
дальнейшим его усовершенствованием для своего самолета.
Более ранние версии двухтактных двигателей уже показали свою ненадежность, а идею их применения оставили нереализованной, несмотря на то, что более 20 аппаратов Jabiru были оснащены KFM. Хотя позже большинство самолетов переоснастили двигателями Jabiru.
Полагаясь на предыдущий опыт в разработке оборудования для сбора тростника, Род и Фил остановили свой выбор на производстве двигателей в мощностном диапазоне от
30 до 120 л. с. И первым шагом стала программа создания 60-сильного двигателя для самолета. Интенсивная программа по исследованию и разработке Jabiru 1600cc
была выполнена за 18 месяцев. В марте 1993 года новый двигатель был одобрен Управлением гражданской авиации и принят к установке на самолетах компании. За
период с апреля 1993 по март 1996 года 54 двигателя Jabiru 1600cc было установлено на самолеты Jabiru (впоследствии большинство переоснастили более мощными Jabiru 2200).
В 1994 году на выставке в Ошкоше компания представила самолет и новый двигатель, которые тепло встретили авиационные специалисты. Вдохновленные успехом,
производители решили не останавливаться на достигнутом и все силы бросили на разработку более мощной установки, необходимость которой также стала понятна после
признания в Ошкоше. Уже к следующей выставке Sun 'n Fun 95 идея была реализована и новый Jabiru 2200 представили на суд специалистов. А в сентябре того же года
24 двигателя поступили в продажу.
Кроме того, после демонстрации новинки на Sun 'n Fun 95 компания Jabiru решила выставлять аппарат в категории "самоделок" (Amateur-built) или экспериментальных кит-наборов (Experimental), а уже в июне первые киты были отправлены в США. Официально самолет Jabiru SK получил сертификат летной годности FAA FAR 21.191 (g) в
феврале 1996 года.
Первым серийным самолетом под четырехцилиндровый двигатель Jabiru 2200 стал
J120, но вскоре в 1997 году его сменила модель Jabiru J160. Это был двухместный цельнокомпозитный подкосный
высокоплан с неубирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Машина сертифицирована в австралийской категории Primary Aircraft. Из-за
широкой кабины самолет получил прозвище "Fat Boy" (толстяк). Модификация J160-D
может использоваться как учебно-тренировочный самолет.
Расположение органов управления в кабине довольно необычное - ручка управления самолетом одна. Она расположена посередине кабины
между пилотом и пассажиром. Амплитуда и усилия на ручке не больше, чем у джойстика компьютерного авиасимулятора. Все управление дублированное. Пилот сидит
слева, а пассажир или курсант соответственно справа. Уровень шума в кабине очень низкий, можно свободно общаться без СПУ, не напрягая голос. В полете машина
держится устойчиво, "не рыскает".
Внешний вид и дизайн самолетов J160 отвечает современным
представлениям о красоте и комфорте, а цена не превышает стоимости хорошего иностранного автомобиля. Кабина удобная и рассчитана на двух или четырех человек.
Эти машины изготовлены из композиционных материалов, имеют малый вес, высокую прочность, долговечность и отличные летные характеристики. Самолеты предназначены
для авиа-туризма, патрулирования лесных массивов, обследования ЛЭП и трубопроводов, деловых полетов в соседние регионы, а так же для обучения.
Самолеты Jabiru пользуются большой популярностью в Европе, США, Канаде, Норвегии, ЮАР и многих других странах. Большой спрос на
них говорит о том, что их цена невысока и они могут эксплуатироваться в различных климатических условиях.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
J160-D |
Размах крыла, м |
8.12 |
Длина, м |
5.78 |
Высота, м |
2.30 |
Площадь крыла, м2 |
8.04 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
300 |
максимальная взлетная |
540 |
Топливо, л |
135 |
Тип двигателя |
1 ПД Jabiru 2200 |
Мощность, л.с. |
1 х 80 |
Максимальная скорость, км/ч |
260 |
Крейсерская скорость, км/ч |
185 |
Практическая дальность, км |
1908 |
Скороподъемность, м/мин |
152 |
Практический потолок, м |
3050 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
1 пассажир |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|