Польский инженер Ярослав Яновский (Jarosław Janowski) разработал в 1978-1980 годах проект легкого многоцелевого самолета J-5
Marco. Это был первый польский самолет, построенный из композитным материалов.
Постройка прототипа была начата в октябре 1982 года компанией Marco-Electronic в Лодзи. Менее чем через год работы, 9 сентября 1983 года,
состоялся первый полет J-5. Это был одноместный свободнонесущий среднеплан, оснащенный двухцилиндровым двигателем
IAME KFM 107ER мощностью 25 л.с. (19 кВт) с толкающим двухлопастным пропеллером диаметром 1,15 метра.
Первоначально серийным выпуском машины занималась компания Marco-Electronic. В 1985 году название компании изменилось на
Alpha и ее цеха были перемещены в Краков. Всего за время выпуска было закончено 33 экземпляра J-5. Большинство
самолетов было продано во Францию (15), Европу (8) и шесть в США.
Так же лицензионным выпуском наборов для самостоятельно сборки занималась польская компания Aviation Farm Ltd. продавшая около 20
комплектов. Один экземпляр J-5 был использован британской компанией BAE Systems для создания БПЛА
Herti-D c турбореактивным двигателем.
В 1990 году француз Ален Флотар (Alain Flottard) на J-5 (F-WZUE) совершил перелет
протяженностью 2900 км по маршруту Гренобль-Страсбург-Прага-Краков-Лодзь-Прага-Страсбург-Гренобль, во время которого он установил три рекорда скорости (в
своем классе FAI C-1a/0). Он же побил еще и четвертый рекорд в следующем году
на трассе Париж-Лондон, 320 км. Самолет был оснащен дополнительным баком вместимостью 20 дм3.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
J-5 |
Размах крыла, м |
8.16 |
Длина, м |
4.66 |
Высота, м |
1.58 |
Площадь крыла, м2 |
6.20 |
Масса, кг |
|
пустого |
176 |
максимальная взлетная |
280 |
Тип двигателя |
1
ПД
IAME KFM 107ER |
Мощность, л.с. |
1 х
25 |
Максимальная скорость, км/ч |
183 |
Крейсерская скорость, км/ч |
160 |
Практическая дальность, км |
550 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
138 |
Практический потолок, м |
3000 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|