Разработку мотопланера J6 Fregata
известный польский
конструктор Ярослав Яновский (Jarosław Janowski) начал в 1991 году. Первый
прототип с мотором Mosler CB-40 поднялся в воздух 15 декабря 1993 года. После
конструктивных усовершенствований и установки двигателя Honda 3PZ 800 от
мотороной лодки прототип был облетан 19 июля 1995 года. Почти семь лет
проект был заморожен, пока в 2002 году компания J & AS Aero-Design Sp. z o. o.
не начала серийное производство
J6. Всего до 2009 года было выпущено 20 (по другим данным 30) экземпляров
мотопланера.
J6
выпуска 2002 года оснащен двигателем
небольшой мощности, отличается высоким аэродинамическим качеством (в
одноколесном варианте К=24) и позиционируется как одноместный мотопланер.
Особенностью мотопланера является применение трехцилиндрового четырехтактного
двигателя AeroHonda BF 50D мощностью 52 л.с. Судя по руководству по технической эксплуатации, инспекции мотора
должны проводиться через 20 часов или один месяц, 100 часов или полгода, 200
часов или 12 месяцев и 400 часов или два года.
В силовой установке J6 могут также использовать Rotax 582.
В управлении мотопланером используется боковая ручка-джойстик и педали,
приборная панель с аналоговыми приборами.
Поскольку качество аппарата очень высокое, в конструкции крыла предусмотрены
выдвижные интерцепторы.
Закрылки не применяются. Внешне J6 Fregata запоминается крылом большого
удлинения и V-м оперением.
Шасси неубирающееся рессорное с обтекателями колес.
В 2003 году компания J & AS Aero-Design подписала контракт с BAE Systems
на изготовление 50 БПЛА по программе HERTI (High Endurance Rapid
Technology Insertion) на базе мотопланера J6 Fregata.
Этот контракт был полностью выполнен в 2010 году.
С 2011 года компания вышла
на авиарынок США с доработанным под требования FAA
мотопланером Fregata J6. В 2012 году было изготовлено два
прототипа, которые успешно прошли испытания в 2013-2014 годах.
В 2012 году Ярослав Яновский
начал разрабатывать тандем J7 с размахом крыльев 16-18 метров и
оснащенного двигателем Rotax 912UL.