Специалисты и любители авиации наверняка заметили, что в последние годы на авиационных салонах все меньше и меньше оригинальных летательных аппаратов. Мы чаще видим
многочисленные модификации, отличающиеся друг от друга в основном новыми системами оборудования, вооружения, двигателями и - подчеркнем - небольшими изменениями в конструкции
планера.
Салон гидроавиации в Геленджике в прошлом году приятно удивил зрителей относительным обилием по-настоящему новых и интересных конструкторских решений. Оговоримся сразу, что это
касается только малой гидроавиации.
СЛА и, в частности, дельталеты все больше завоевывают различные области применения. Главное преимущество: при малых затратах возможность базирования на очень ограниченных
площадях. А если есть водная поверхность?.. Отсюда возникла идея гидродельталета.
До недавнего времени задача решалась постановкой на шасси поплавков вместо колес. При этом, естественно, конструкция утяжелялась, а техника взлета и посадки существенно
усложнялась.
Группа авиаспециалистов из Харькова решила эту проблему кардинально иначе: они сделали гидродельталет - летающую лодку. Назвали его "Джонатан" в честь героя повести Ричарда Баха
"Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Первый такой летательный аппарат был изготовлен в сентябре 1995-го, а через год мы уже видели в Геленджике летавший и лихо бегающий по воде
"Джонатан-2". Обратите внимание - всего год потребовался для цикла испытаний и доводочных работ. К этому времени группа оформилась в
конструкторско-производственную фирму "АквАэро", совместное предприятие с таганрогским НПАО "Красные крылья".
Основа дельталета - лодка с рядным расположением пилотов (или пилота и пассажира) и двумя боковыми поплавками на корпусе и консолях крыла объемом по 20 л каждый. Конструкция
выполнена из трехслойных композитных панелей, выклеенных в матрицах по вакуумной технологии с термостабилизацией.
В качестве связующего материала использовались эпоксидные смолы ЭД-20, ЭД-22 и КДА. Основной материал панелей - стеклоткань толщиной 0,15-0,23 мм и пенопласт ПХВ толщиной 5-10
мм, в зависимости от нагрузок на элементы конструкции. Наиболее нагруженные участки днища армированы кевларом и набором из высокомодульных стеклопластиковых профилей.
Как основной силовой элемент использован кессон, изготовленный из авиационной фанеры с переклейкой от 2 до 10 мм (в районе моторамы) и усиленный сосновыми рейками 15x15 мм. В
кессоне установлен топливный бак емкостью 40 л.
Для обеспечения непотопляемости лодка имеет два носовых и один кормовой гермоотсеки. Герметичны и боковые поплавки. Объемы гермоотсеков практически исключают потопляемость
аппарата. Установка поплавков на корпусе и на консолях крыла устраняет возможность переворота лодки на воде.
Крыло на гидролете - М-17.
На "Джонатан" могут быть установлены двигатели семейства Rotax (базовая модель Rotax-503), Hirht
или другие аналогичной размерности. Возможно использование как трехлопастного пластикового, так и деревянного воздушных винтов. При снятом крыле аппарат становится аэроглиссером.
Компоновка и конструкция корпуса и крыла дельталета обеспечивают хороший доступ для контроля в процессе эксплуатации всех жизненно важных узлов.
За съемными сиденьями пилотов находится большой отсек, в котором располагаются аккумулятор, радиостанция, аварийные складные весла и другой багаж. Для крепления аварийных весел
в корпусе предусмотрены специальные места.
Безопасность в воздухе достигается хорошими летными характеристиками, в том числе устойчивости и управляемости. Кроме того, предусмотрена возможность установки спасательной
системы отечественной фирмы МВЕН или BRS по выбору эксплуатанта.
Гидродельталет спроектирован в соответствии с АП-23 с учетом FAR-23 и YAR-VLA,
отвечает требованиям к сверхлегким летательным аппаратам, что упрощает сертификацию.
Естественно, не обошлось без доработок гидродинамических обводов днища лодки. Чтобы получить удовлетворительные взлетные характеристики с воды, увеличили максимальную скорость
глиссирования. Для этого установили передний редан ("зуб").
Несмотря на большие размеры, управление дельталетом в воздухе не отличается,от управления обычным дельталетом и вполне доступно пилоту средней квалификации.
Особые тренировки с инструктором требуются для отработки взлета и посадки на воду. Перед полетом необходима более строгая оценка направления ветра, волн и их характеристик, а
также степени загрузки аппарата. Гораздо большую осторожность следует проявлять при рулении, следя за тем, чтобы крыло находилось в горизонтальном положении. Безопасности на этих
режимах помогают поплавки консолей крыла. Когда нет сильного ветра, можно их использовать для выполнения крутого разворота.
Разбег необходимо выполнять с небольшим углом атаки крыла, плавно увеличивая его только при достижении взлетной скорости. Иная техника взлета (при максимальном угле установки
крыла в сочетании с большой загрузкой аппарата) приведет к преждевременному отрыву от воды. В этом случае аппарат может опустить нос
и, снижаясь, удариться о воду, а затем снова подпрыгнуть. Этот процесс нестабильный: он может закончиться как набором скорости и переходом в нормальный полет, так и аварией.
Посадка гидродельталета мало отличается от посадки обычного дельталета.
В целом полеты с воды требуют более высокого уровня подготовки пилота, но отличаются и более широкими возможностями применения машины.
Пристыковывающиеся к корпусу лодки шасси рессорного типа делают из "Джонатана" амфибию. Рессоры изготовлены из высокомодульного стеклопластика горячего отвердения. Для
управления носовым колесом на земле устанавливается дополнительная тяга, соединенная с педалями управления. Шасси отлично обеспечивает взлет с грунта и посадку на него, а также
существенно облегчает эксплуатацию гидродельталета при спуске и подъеме из воды. На превосходном бетонном пандусе в Геленджике "Джонатан" так же самостоятельно выползал на берег,
как и громадины Бе-12 и А-40.
Управление аппаратом на воде осуществляется выпускающимся водяным рулем, который оснащен механизмом автоматической уборки при наезде на препятствие, что исключает его случайные
повреждения. Полеты на "Джонатане" показали, что аппарат отличается не только комфортом и надежностью, но и высоким уровнем безопасности. Критические режимы взлета и посадки с
большими перегрузками, которые специально отрабатывались при испытаниях, позволили на практике убедиться в его превосходстве в первую очередь над поплавковыми дельталетами. При тех
же перегрузках, которые создавались при посадке "Джонатана", обычные поплавки разрушались бы.
Во время показательных полетов в Анталии (Турция) была возможность сравнить "Джонатан" с летавшим неподалеку итальянским гидродельталетом фирмы "Polaris"
"Flying Dingy". И только присутствие российских пилотов убеждало любопытных разноплеменных туристов в том, что "Джонатан" был сделан не в Англии или Франции,
а в России.
Работа с композиционными материалами требует от производства серьезной технологической подготовки. Сегодня "АквАэро" подготовила фактически серийную оснастку. Более того, есть
технология и на производство набора пластиковых элементов для самостоятельной сборки. А ведущий инженер программы и пилот-испытатель - хорошо известный любителям СЛА Николай
Вашкевич.