В 1949-1950 над документацией серийной версии Junaka работали одновременно две группы: конструкторская группа из CSS во Вроцлаве и конструкторская группа LWD в Лодзи. Чертежи
впоследствии передали в CSS в Okecie, где было начато строительство прототипа серийного Junaka-2. Новая машина, по сравнению с Junak-1, оснащалась более
мощным двигателем М-11ФР (160 л.с.), винтом LWD-J4, закрылками под крылом. Кроме того, у Junak-2 были новые обтекатели колеса, колеса с тормозами и был изменен фонаря кабины.
Прототип был доставлен в Okeciu и 12 июля 1949 летчик Wiktora Pelke совершил первый полет. Испытания в полете и на земле показали необходимость внести ряд изменений и поправок. Был
заменен фиксированной хвостовой костыль на подвижный, изменили колеса с тормозами, фонарь кабины был заменен на новый, с более жестким переплетом, установили переговорное
устройство, улучшенный механизм выдвижения закрылков и т.д. Кроме того, были удалены мелкие дефекты и недостатки. Однако, после этой работы, масса пустого самолета увеличилось на
13 кг.
Измененный в CSS самолет назвали Junak-2bis. Прототип был испытан 17 мая 1950 года в аэропорту Okecie пилотом Antoniego Szymanskiego. Три дня спустя - 20 мая 1950 года, во время
пикирования, возникла сильная вибрация (флаттер), которая привела к разрушению элеронов. Пилот Antoni Szymanski посадил машину на землю, лишь незначительно повредив его при
посадке. Прототип быстро отремонтировали и внесли изменения в проект. После ремонта были завершены заводские испытания, и Junak-2bis в его окончательной форме стал стандартной
версией для серии, за который восстановили имя Junak-2 (без бис). В 1950 году прототип также подвергли испытаниям для утверждения, получения сертификата. В то же время, в WGK-CSS
завершили разработку документации и рабочих чертежей, с учетом изменений, возникающих в исследованиях Junaka-2bis. В начале 1949 г. в PZL Mielec началось строительство первых трех
серийных экземпляров. Двигатели М-11ФР для Junak изготавливали в PZL Fasil во Вроцлаве.
Первоначально планировалось начать производство Junak в WSK Swidnik. Но планы поменялись и в Swidnik решили строить вертолеты. А производство самолетов перевели в WSK-4 Okecie. В
1951 году в WSK-4 Okecie было построено 12 штук Junak-2. В 1952 году главный конструктор - Тадеуш Soltyk получил Государственную премию второй степени за разработку и массовое
производство этого столь необходимой машины. В 1954 году, после выпуска 105 единиц, производство Junak-2 завершили, заменив их на следующий вариант - Junak-3. Junak-2 был первым
самолетом в Польше после войны, который строился большой серией, в первую очередь для военных летных школ.
Серийный Junak характеризуется хорошими летно-пилотажными свойствами. Вел себя правильно во всех фазах полета. Показывал хорошую устойчивость и управляемость. Недовольство многих
пилотов вызвало примитивность кабины и неудобное расположения рычага управления. Замечания и комментарии были использованы при конструировании следующих типов самолетов,
предназначенных для летных школ.
В феврале и марте 1954 года региональные аэроклубы полученные от военных первую партию из 17 новых самолетов Junak-2 Машины получили регистрационные знаки, начинающиеся с букв ВВ,
такие как SP-BBF, SP-BBM, SP-BBR и т.д. Самолеты в этой группе комплектовались обтекателями шасси и колпаками на цилиндрах двигателя. Вторую партию из 54 штук воздушные силы
передали в аэроклубы в период с марта по май 1955. Знаки регистрации воздушного судна стали включать в себя буквы АА, АВ, АС, AD, AE. Например, SP-AAB, SP-ABK, SP-ACP, SP-AEB.
Большинство самолетов этой партии не имели обтекателей шасси, некоторые из них были без защиты цилиндров двигателя, а некоторые без обтекателей воздушных винтов. Один экземпляр
самолета с регистрационным знаком SP-GLE был передан в авиационный институт, где с 1955 по1963 г.г. выполнил функцию экспериментального самолета. В то время на нем была проведена
серия летных испытаний, таких, как сравнительные исследования воздушных винтов WD-451 и W-501-D81 (от самолета Як-18), и др..
В 1961 году самолет переоборудовали под новый двигатель WN-6B мощностью 144 кВт (195 л.с.), с новым капотом и пластиковым винтом. Летные испытания этого самолета под обозначением Junak-2WN начались 24 апреля 1961 г. Также были
версии Junak-2 с дополнительным топливным баком, различным вооружением т.д. В течение многих лет в аэроклубах Junak-2 был одним из основных типов самолетов, используемых в процессе
обучении. Они также использовались для второй степени летной подготовки в военной авиации (LPW II). Дольше всех прослужил Junak-2 SP-BBT, фабр. № 7338, 1953 г., поступивший в армию
в феврале 1954 года и исключенный в декабре 1972 года, последний из самолетов этого типа, после 20 лет службы в военной и гражданской авиации.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Junak-2 |
Размах крыла, м |
9.91 |
Длина самолета,м |
7.73 |
Высота самолета,м |
2.20 |
Площадь крыла,м2 |
17.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
746 |
максимальная взлетная |
1088 |
Тип двигателя |
1 ПД
M11FR |
Мощность, л.с. |
1 х 160 |
Максимальная скорость, км/ч |
233 |
Крейсерская скорость, км/ч |
182 |
Практическая дальность, км |
880 |
Скороподъемность, м/мин |
186 |
Практический потолок, м |
4300 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|