В 1986 г. в ОСКБ-С был спроектирован ультралегкий одноместный самолет
"Юниор", предназначенный для обучения пилотов легких самолетов. Проектирование
самолета в основном велось на базе курсовых и дипломных проектов. Использовались
дипломные проекты А. Иванникова и Н. Желтобрюхова. Главный конструктор самолета
К. М. Жидовецкий.
Самолет был построен по бипланной схеме. Шасси рессорного типа с носовым
колесом. Фюзеляж-балка выполнен в виде трубы, в хвостовой части которой
располагалось подкосное хвостовое оперение.
Кабина пилота открытая, с небольшим обтекателем на приборной доске. За кабиной
на вертикальной трубе-стойке был установлен двигатель воздушного охлаждения "
толкающим воздушным винтом. Взлетная масса "Юниора" 280 кг, масса конструкции
180 кг. Максимальная расчетная скорость 115 км/ч.
Конструкторы рассчитывали на поставку легкого двухцилиндрового двигателя
мощностью 60 л.с. конструкции СКВ МАИ, однако на "Юниоре" был установлен
двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, разработанный в СКВ ХАИ
специально для ультралегких самолетов. Предположительно, мощность этого
двигателя не превышала 45 л.с., т.к. при диаметре винта 1,58 м тяга воздушного
винта на месте была всего 120 кг.
С этим двигателем "Юниор" был представлен на СЛА-87 в Тушине, и первый полет
здесь совершил В.В. Заболотский. "Юниор" летал хорошо, продемонстрировал
соответствие летно-техническим данным, характерным для самолетов его класса.
Двигатель ХАИ запускался трудно и недостаточно устойчиво работал, поэтому на
"Юниоре" был установлен другой двигатель - "Буран" мощностью 40 л.с.,
доработанный Э. Б. Бабенко и М. А. Тетюшевым. Он имел два карбюратора и винт
диаметром 1,6 м, привод которого осуществлялся через клиноременный редуктор.
Максимальная тяга винта на месте 120 кг.
На этой модификации "Юниора" ("Юниор-2") летчик-испытатель В. Г. Гордиенко в
Тушине совершил несколько полетов. Самолет испытывали и другие летчики.
После испытаний "Юниор" было решено использовать в качестве базовой конструкции
для нескольких типов сверхлегких ЛА, в которые он легко трансформировался
посредством установки различных двигателей и применения нескольких комплектов
крыльев. Например, планер первоначального обучения собирался из фюзеляжа без
двигателя с использованием только верхнего крыла, усиленного подкосами.
Двухместный моноплан "Юниор-2" собирался из комплекта крыльев биплана с
увеличенным размахом верхнего крыла, из передней усиленной носовой части
фюзеляжа, рассчитанной на два пилотских места (рядом) и двигателя мощностью 64
л.с. Кабина пилотов - закрытая со спаренным управлением.
Размах верхнего крыла для планера и двухместного варианта "Юниора" увеличен до
8,5 м.
Одноместный вариант полутораплана с увеличенным верхним крылом испытан летом
1989 г. в Подольске на аэродроме 2-го Московского аэроклуба. Испытывал
полутораплан "Юниор" С. Лебедев. Самолет летал отлично. Большую помощь и
поддержку при создании и разработке самолетов "Эльф", "Фотон", "Юниор-1",
"Юниор-2" и других летательних аппаратов оказывал декан факультета А. М.
Матвеенко.