Одним из интересных экспонатов Центральной выставки научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР в 1982г., посвященной
XIX съезду ВЛКСМ, был микросамолет "Колибри" , построенный
студентами КнАПИ. Самолет был удостоен серебряной медали главной выставки
страны. Автор проекта, главный разработчик и конструктор самолета С.
Андреев, задумал построить микросамолет еще в 1974 г. Строить начал в мае
1975 г. В создании самолета ему помогали студенты А. Акимов, В. Лукашевич,
А. Соломатин, В. Гаврилюк.
Микросамолет Анд-1 отличался смелостью творческого замысла,
оригинальностью конструкции и четкостью воплощения эстетических
представлений в аэродинамические формы самолета.
Конструкция самолета в основном из угле- и стеклопластика. Коэффициент
эксплуатационной перегрузки самолета конструкторы решили принять равным
четырем, исходя из назначения самолета "Колибри" - самолет многоцелевой.
Он предназначен для спортивных и тренировочных полетов, а также для
патрулирования и для связных целей. Самолет имеет минимальные размеры, его
фюзеляж, практически, составляет только кабина пилота. За спинкой сиденья
пилота она сразу же переходит в капот двигателя. Верхний контур кабины
образует короткую килевую балку, соединенную кольцевым каналом винта с
нижней балкой фюзеляжа, на которой установлено хвостовое колесо.
Стабилизатор с рулем высоты расположен на килевой балке за кольцевым
каналом винта и за килем с рулем поворота (небольших площадей). По
диаметру кольцевого канала была установлена еще одна узкая часть киля с
рулем поворота, которые были достаточно эффективны, так как располагались
в воздушном потоке от винта.
Основная особенность "Колибри" заключалась в том, что исходный вариант
самолета - моноплан с низко расположенным крылом можно было за несколько
минут на земле трансформировать в биплан. Это позволяло увеличивать
грузоподъемность, улучшать маневренность и взлетно-посадочные
характеристики самолета. На нижнем крыле самолет имел щелевой закрылок
большого размаха и значительной относительной площади. На "Колибри" был
установлен форсированный двухтактный двигатель воздушного охлаждения "Иж-Планета-спорт".
Шестилопастный толкающий воздушный винт изменяемого шага был выполнен из
углепластика. Для увеличения КПД винта он был установлен в кольцевом
канале.
Перед экспозицией микросамолета "Колибри" на ВДНХ СССР он прошел первый
этап летных испытаний. Летчики-испытатели выполняли руление и подлеты. По
их заключению, самолет послушен рулям и легко идет на подлет, но, к
сожалению, мощности двигателя было недостаточно. После возвращения с
выставки было решено провести статические испытания самолета на прочность.
Самолет больше не летал. Через год после того, как конструкторы стали
лауреатами НТТМ-82, они успешно защитили дипломные проекты и стали
специалистами.
В начале 21 века появилась серия самолетов "Колибри", которая на данном этапе развития авиации общего
назначения с числом посадочных мест от одного до шести.
Концепция продукта заключается в следующих позициях:
-
самолеты имеют модульную конструкцию, которая
обеспечивает изменяемость аэродинамического качества от 10 до 20 единиц;
-
с полной нагрузкой при взлетном весе 100% любой тип
самолета "Колибри" способна брать около 100 и более килограмм багажа или
оборудования;
-
модульная конструкция обеспечивает большую надежность,
т.к. все силовые элементы планера самолета выполнена из сварных
металлоэлементов, внешние панели фюзеляжа и оперения - многослойный
пластик;
-
сборку и разборку самолета обеспечивают от 1 до 4
человек, в зависимости от модели, что по времени занимает от 1 до 4 часов
с полной заправкой и предполетной подготовкой;
-
на всех типах, кроме одноместного Т1 запроектировано
дублирование управления;
-
вследствие хорошей аэродинамической проработки и
продувки дальность полета составляет от 4 до 12 часов (и более) с
подвесными баками;
-
конструкция силового агрегата на всех типах одинаковая
с задним расположением двигателя и воздушным винтом в аэродинамическом
кольце, что дает прибавку КПД до 20-25%;
-
авионика по заявкам заказчика;
-
три сменных комплекта несущих плоскостей.
-
все типы самолетов приспособлены под установку
спасательное системы "МВЕН"
Фирма "Ариез" предлагает самолеты "Колибри" шести
основных типов:
Тип 1. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, для
авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
одно посадочное место; возможность установки четырех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 1 ч/ч; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц,
в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 2.
Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное
такси, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
два посадочные места (1+1); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц,
в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 3. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное
такси, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
три посадочных места (2+1); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц,
в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 4. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное
такси, санитарный самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая
парта;
четыре посадочных места (2+2); возможность установки четырех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц,
в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 5. Назначение: патрулирование, туризм, химобработка полей, воздушное такси, санитарный
самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
пять посадочных места (2+3); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц,
в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 6. Назначение: патрулирование, туризм химобработка полей, воздушное такси, санитарный
самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта; шесть посадочных места (2+4); возможность установки семи видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц,
в зависимости от задач эксплуатации.
Особенности конструкции самолетов типов 1-5 позволяют регистрировать их в
категории СЛА с взлетным весом до 500 кг, при условии, что все возможности
по грузоподъемности самолета использоваться не будут.
На данном этапе нами спроектированы прицепы-ангары, которые можно
использовать для хранения, транспортировки и ремонта самолетов "Колибри"
при любых погодных условиях.
Особенности пожеланий заказчиков будут учитываться в каждом конкретном
случае.
Основная колесная форма прицепа-ангара - двухосная, что позволит легко
перекатывать его 1-2 людьми и обеспечивает плавность хода за любой
машиной. Сцепное устройство под шар диаметром 50 мм. В прицепе возможна
установка верстака, обогрева и электричества при светопроницаемой днем
крыше. Внутреннее пространство прицепа зависит от типа самолета. Длина
прицепа от 4 до 8 метров, ширина - 2-2,5 м.
Самолеты серии "Колибри" - обладатели медалей и дипломов многих выставок:
-
1982 год- Серебряная
медаль Центральной выставки НТТМ, ВДНХ, г. Москва
-
1989 год - лучший
летательный аппарат Авиасалона СЛА, г. Рига
-
1993 год - дипломант
Авиасалона Санкт- Петербург - Гатчина
-
2003 год - дипломант 6
Международного авиационно-космического салона МАКС, г. Жуковский
-
2004 год - Золотая
медаль и дипломМосковского Международного салона промышленной
собственности "АРХИМЕД-2004"
-
2005 год - самолет
приглашен участвовать в крупнейшем салоне ULA в Европе - AERO -2005,
ФРГ