Л-42 – четырехместный многоцелевой самолет-амфибия с двумя ПД Rotax 912ULS
мощностью по 100 л.с. с воздушными винтами "КиевПроп". Разработан самарской
Самолетостроительной компанией "Чайка" (главный конструктор в то время – Алексей
Анненков) как уменьшенный вариант самолета-амфибии Л-6.
Л-42 может не только приносить удовольствие полетом, но и перевозить грузы,
патрулировать акватории, доставлять охотников или рыбаков в самые заповедные
места. Дальность полета 1600 км без дозаправки, использование автомобильного
бензина при небольшом расходе топлива (38 л/ч) позволяют это осуществить. А в
шестиметровом салоне будет удобно и пилотам, и пассажирам. Пилотские кресла
регулируются по длине, что дает возможность удобного пилотирования летчикам
разного роста. Пассажирский салон трансформируется в грузовой, для чего сидения
имеют возможность складываться. Дизайн и отделка салона самолета согласовываются
с заказчиком.
Аэродинамическое качество самолета в 15 ед. при нагрузке на крыло 65 кг/м2
позволяет иметь небольшие взлетно-посадочные скорости при сохранении высокой
крейсерской скорости (200 км/ч).
Самолет-амфибия представляет собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с
высокорасположенным крылом, V-образным оперением с высокорасположенным
стабилизатором и убираемым трехопорным шасси с хвостовым колесом.
Топливо размещается на самолете в двух баках, расположенных в левой и правой
консолях крыла. Общий объем топливной системы 320 л. Основные стойки шасси
рессорного типа, размер пневматиков 450х150, колеса снабжены дисковыми тормозами
с раздельным гидравлическим приводом на левое и правое колесо. Хвостовая опора
самоориентирующаяся, имеет жидкостно-газовую амортизацию, размер колеса 200х80.
Как и на самолете Л-6, вход пилота и пассажиров и выход из кабины на плаву
осуществляется через проход между килями по хвостовой балке, через открывающийся
вверх входной люк, что позволяет пройти в самолет без применения трапов и
плавающих понтонов. В зимний период самолет может использоваться в лыжном
варианте.
Управление самолетом и двигателями дублированное. Самолет не имеет
особенностей в технике пилотирования, прост в управлении, надежен и безопасен.
Переучивание летного состава и подготовка технического персонала минимальны по
времени и проводятся персоналом предприятия изготовителя. На самолете может быть
установлено любое оборудование по желанию заказчика. Самолет и двигатель
сопровождаются в ходе эксплуатации необходимыми запасными частями. Владелец
самолета может рассчитывать на немедленную техническую помощь и поддержку.
Первый самолет имел название Л-4, впервые в воздух он поднялся в июне 2005 г.
Поскольку на базе Л-4 прорабатывалась его одномоторная версия, получившая
обозначение Л-41, в дальнейшем самолет Л-4 с двумя двигателями стал именоваться
Л-42. Всего на сегодня выпущен один Л-4 и пять Л-42 (в т.ч. один – в модификации
Л-42Г).
Вариант Л-42 с двумя более мощными двигателями Rotax 914UL (2х115 л.с.) и
увеличенной до 1460 кг максимальной взлетной массой получил название Л-44. Его
первый полет состоялся в июле 2009 г.
В 2005 году компания преобразована в ООО "Самолетостроительная компания
"Чайка" и организуется московский филиал. В связи с ограниченным спросом на 6-ти
местные амфибии, основой производства компании стал самолет-амфибия Л-42. С 2005
по 2009 года предприятие осуществляло выпуск и модернизацию самолетов Л-42.
Общий налет выпущенных самолетов составляет порядка 5000 часов. По мере
эксплуатации самолетов частично изменялась его конструкция и состав бортового
оборудования.
В начале 2009 года было принято решение создать новое предприятие "Авиатех" с
целью производства обновленной модели самолета-амфибии Л-42, который получил
название Л-42М "Самара". В результате разделения компании на два независимых
предприятия в настоящее время производится три версии самолёта с несколько
отличающимися характеристиками: Л-42М (Авиатех), Л-42 и Л-44 (Чайка).