Заказ министерства обороны
Чехословакии на создание легкого служебного и наблюдательного самолета фирма "Аего"
получила в начале 50-х годов прошлого века. Тогда был создан двухместный Ае 50,
но его так и не запустили в производство. После этого спроектировали более
удачную модель XL-60. Эта машина была крупнее, чем Ае 50, и имела более
традиционную конструкцию. Внешне самолет несколько напоминал Mraz Сар. Примерно
150 таких самолетов было построено в Чехословакии после Второй мировой войны в
качестве лицензионного варианта германского Fiesler Fi 156 Storch.
Высоко расположенное крыло с предкрылками и большими двойными закрылками
обеспечивало взлет и посадку с коротких взлетно-посадочных полос, а также
улучшило управляемость на низких скоростях. Как и Ае 50. XL-60 снабдили
полностью застекленной кабиной, обеспечивавшей прекрасный круговой обзор. В
кабине было достаточно места для пилота и двух-трех наблюдателей.
Сначала XL-60 оснастили двигателем Argus 10С, с ним 24 декабря 1953 года машина
совершила свой первый полет. Но впоследствии этот двигатель заменили на Walter
М-208В мощностью 240 л.с. В ходе испытаний прототипа в конструкцию самолета
внесли целый ряд изменений, в результате чего появился второй прототип OK-JEA. В
окончательном же варианте - L-60 Brigadyr - была увеличена кабина (в ней по
желанию размещалось четвертое кресло), изменена конфигурация задней части
фюзеляжа и увеличен киль. На этом самолете устанавливался модифицированный
двигатель М-208В мощностью 220 л. с, известный как Praga Doris В.
В ВВС Чехословакии поступили около 50 экземпляров L-60A (К-60), остальные машины
были переданы в авиаклубы и получили наименование L-60D и L-60F. Тот же самолет
использовался и в сельскохозяйственной авиации, но в нем в задней части кабины
вместо кресел помещались большой контейнер для сухих химикатов. Распылительная
установка крепилась под фюзеляжем или на подвесках под крылом. Кроме того, выпускался санитарный самолет, получивший название L-60E.
В ходе эксплуатации были выявлены многочисленные недостатки двигателя Praga
Doris, поэтому на многих самолетах Brigadyr их заменили на однорядные радиальные
двигатели АИ-14РА мощностью 260 л.с, выпускавшиеся по лицензии польским
предприятием "Aerotechnik". Использовались также радиальные двигатели M-462RF.
L-60 Brigadyr, отличавшийся необычайно коротким пробегом при взлете, нашел
широкое применение в военной и гражданской авиации. Всего в 1958-1968 года было
построено 273 самолета Brigadyr, основную часть которых отправили на экспорт.