Осенью 1948 года командование болгарских ВВС решает по случаю предстоящего
Пятого съезда Болгарской коммунистической партии сделать подарок партийному
руководству от имени авиации - новый болгарский четырехместный самолет.
Представители ВВС отправляются в ДСФ-Ловеч и на совещании с руководством завода
ставят задачу об осуществлении разработки и производства такого самолета. Проф.
инж. Цветан Лазаров заявляет, что эта задача может быть выполнена, если ВВС
согласятся с тем, чтобы были приостановлены работы над прототипом Лаз-7-3 и
авиаконструктор Йотов был включен в состав коллектива, который будет работать
над новым самолетом.
Командование ВВС принимает условия проф. Лазарова, и 4 ноября 1948 г. ДСФ-Ловеч
поручена разработка и производство четырехместного пассажирского самолета.
Конструкторский коллектив во главе с проф. Лазаровым решает взять в качестве
базового прототип Лаз-7-1, развив его в четырехместный пассажирский самолет.
Сохранив общий силуэт, конструкторы увеличивают размах до 11 метров за счет
увеличения ширины корпуса. Чтобы "увязать" узкий двигатель Walter-Minor 6.III с
широким корпусом, были разработаны новые капотажные створки, и тем самым
достигнута плавность перехода в линии самолета. Четырехместная кабина с двумя
передними и двумя задними местами закрывалась подвижными створками, отдельными
для левой и правой стороны, шарнирно связанные в верхней своей части. Передние
места пилотские, причем управление на правом месте - снимаемое.
С учетом сохранения аэродинамичности корпуса при значительно более широкой
кабине его длина была увеличена на 0,45 м. Хвостовые плоскости, шасси, крылья
остались без изменений. По проекту шасси должно быть убираемым в полете, но
сжатые сроки не позволили осуществить эту идею. Поэтому самолет выполнен с
неубираемым шасси, аналогичным шасси самолета Лаз-7-1 и 7-2.
Обдув масштабной модели самолета был произведен в аэродинамической трубе
Авиационного исследовательского института в Праге. Результаты обдува показали,
что у самолета хорошие летные характеристики. Конструкторский коллектив за очень
сжатые сроки справился с разработкой необходимой документации. Параллельно с
этим идет и работа на производственных участках.
19 декабря 1948 года в ходе одного из заседаний Пятого съезда БКП делегация ВВС
вручает Георгию Димитрову в подарок макет самолета. Вместе с макетом вручается и
обещание к 1 мая 1949 г. обеспечить перелет самолета над праздничной
манифестацией.
В течение всей зимы 1948-1949 г. ведутся усиленные работы и 24 апреля
серебристый самолет с бортовым знаком LZ-ВКР готов для облета. 25 апреля в 14
часов 05 минут полковник инж. Петко Попганчев выполняет первый полет.
Испытания проходят успешно, но выявлены и некоторые недостатки. По указанию инж.
Попганчева и участвовавших в испытаниях авиаконструкторов Карлова, Йотова и
Каратодорова недостатки устраняются. Масляный радиатор заменен новым, с большой
охлаждающей площадью, изменены и внутренние профили, направляющие поток воздуха
вдоль цилиндров двигателя. В результате самолет готов 1 мая пролететь над
центральной площадью Софии.
1 мая 1949 г. над манифестацией в Софии пролетает серебристый самолет,
подаренный авиастроителями и летчиками Болгарской коммунистической партии. На
следующий день, 2 мая 1949 г., на аэродроме "Враждебна" происходит официальное
вручение подарка партийному руководству. После церемонии инж. Попганчев
совершает демонстративные полеты над Софией с официальными лицами на борту.
За создание Лаз-8 приказом министра народной обороны награждены денежными
премиями создатели самолета: конструкторы и большая группа рабочих, принявших
участие в его строительстве.
Президиум Народного собрания Народной Республики Болгарии Указом № 153 от 27
июня 1949 г. наградил орденами профессора Цветана Лазарова, авиаконструктора Йотова, летчика-испытателя инж. Попганчева и рабочих ДСФ-Ловеч: Гогова, Тодорова
и Аначкова. Самолет Лаз-8 передан Транспортному авиаполку (14-ты ТРАП) и
находился в эксплуатации до 1958 года, а 13 апреля 1960 г. он официально
забракован, и к большому сожалению, вместо того, чтобы поместить его в музей,
разрушают.
Лаз-8 покрыт серебристым лаком, по бортам от винта до хвоста изображены красные
молнии, прерванные обозначением национальной принадлежности LZ-BKP. Такое же
обозначение нанесено и на крыльях. На руле направления нанесен национальный
флаг, а на вертикальном стабилизаторе - эмблема ДСФ-Ловеч.
Лаз-8 - 4-местный пассажирский и связной самолет. Представляет свободнонесущий
моноплан с низко расположенным крылом, закрытой четырехместной кабиной и неубираемым шасси. Стойки шасси имеют аэродинамические обтекатели. Конструктивно
Лаз-8 не отличается от прототипа самолета Лаз-7-1.