Легкий многоцелевой самолет МАИ-411 разработан в конструкторском бюро Московского авиационного
института с учетом требований авиационных правил АП-23, аналога европейских CS-23 и американских FAR-23. Его производство будет осуществляться на базе
Кизлярского оборонного предприятия "Концерн КЭМЗ", входящего в Ростех. Впервые прототип МИА-411 был продемонстрирован на МАКС-2017. А 12 апреля
2018 года в рамках сертификации единичного экземпляра воздушного судна в соответствии с ФАП 118 прототип совершил первый вылет.
Самолет МАИ-411 имеет прочную алюминиевую конструкцию, обшитую сверхлегким композитным материалом. Самолет
может эксплуатироваться на недорогих горюче-смазочных материалах, его расходные характеристики сравнимы с автомобильными. Применение МАИ-411 может быть
перспективным в авиаперевозках, воздушном патрулировании, аэросъемке, инструментальном мониторинге, авиатуризме, первоначальном обучении и профотборе
летного состава.
При разработке в концепцию самолета закладывались следующие отличительные особенности:
- просторный салон, позволяющий разместить экипаж и пассажиров в зимней одежде;
- высокое аэродинамическое качество, позволяющее добиться хороших крейсерских характеристик
- удобство посадки и высадки: 4 двери автомобильного типа и не требующая стремянок и подножек высота пола кабины;
- возможность эксплуатации с грунтовых площадок, а также установки лыжного и поплавкового шасси;
- применение проверенного, в том числе в России, двигателя с качественным дилерским сопровождением;
- эффективная система вентиляции и обогрева.
Применение самолета МАИ-411 может быть перспективным в следующих областях:
- авиаперевозки;
- первоначальное обучение и профессиональный отбор летного состава;
- воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП, лесных массивов, водоемов и пр.;
- аэросъемка, инструментальный мониторинг;
- авиатуризм.
- Важная особенность - возможность многоцелевого применения одного типа самолета для всех перечисленных задач. Это обеспечивается рациональным сочетанием
противоречивых факторов:
- максимальной крейсерской и минимальной посадочной скоростей;
- простоты пилотирования и достаточной маневренности;
- большой дальности и способности садиться на грунтовые полосы и подготовленные площадки.
Опыт проектирования и анализ эксплуатации зарубежной легкой авиатехники позволяют сформулировать дополнительные требования к самолету, который будет наиболее
востребован в нашей стране и составит достойную конкуренцию за рубежом:
- эксплуатация на недорогих и доступных (например, автомобильных) горюче-смазочных материалах;
- сравнимые с автомобилем расходные характеристики;
- технологичность и серийнопригодность;
- конкурентоспособная цена.
Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве основных материалов для изготовления конструкции выбраны композиционные, а так же выполнена
оптимизация конструктивно-силовой схемы, схемы членения, конструктивных решений с учетом особенностей примененных материалов и решаемых задач.
Выбранная схема высокоплана имеет минимальную вредную интерференцию крыла и фюзеляжа, позволяет разместить в салоне экипаж и пассажиров, обеспечив для них
хороший обзор и удобство входа-выхода через четыре остекленных двери автомобильного типа.
Схема размещения экипажа и пассажиров - бок-о-бок, в 2 ряда. Высота кабины - 1220 мм; ширина в районе размещения экипажа и пассажиров - 1275 мм, что
обеспечивает комфортное размещение людей в зимней одежде. Шаг кресел - 1060 мм. Это позволяет сделать спинки переднего ряда кресел откидывающимися назад на 25°
без ущерба для пассажиров в заднем ряду. Спинки заднего ряда также могут откидываться на 25°, что позволяет без лишнего утомления переносить длительные
перелеты.
Кабина имеет систему вентиляции и обогрева эффективную во всем диапазоне условий эксплуатации (-25…+40 град. С). Багажный отсек расположен за спинками кресел 2-го
ряда.
Верхнерасположенное свободнонесущее крыло имеет центроплан большого размаха, проходящий насквозь через фюзеляж в районе кабины. Компоновка кабины при этом
выполнена так, что центроплан не мешает экипажу и пассажирам и не требуется увеличивать высоту фюзеляжа.
Вертикальное оперение состоит из киля, выполненного единой деталью совместно с фюзеляжем, и руля направления.
Горизонтальное оперение состоит из свободнонесущего стабилизатора и руля высоты. И стабилизатор, и руль высоты выполнены неразъемными по размаху, что снижает
массу и улучшает эффективность.
Шасси - трехопорное колесное с носовой свободно ориентирующейся стойкой. Применены колеса большого диаметра (445 мм) в обтекателях;. Основные стойки -
рессорного типа, носовая - телескопического с газово-жидкостным амортизатором. Самолет имеет возможность установки поплавкового и лыжного шасси.
Силовая установка состоит из двух поршневых двигателей Rotax 912S, закрытых в мотогондолы, и расположенных на крыле симметрично относительно фюзеляжа. Плоскость
вращения тянущих винтов изменяемого шага вынесена за пределы кабины и органов управления. Основные топливные баки расположены в центроплане. Возможна установка
дополнительных (перегоночных) топливных баков в консолях крыла.
Самолет имеет сдвоенное управление. Место пилота - слева. Управление состоит из мини-ручек и педальных постов.
Для удобства управления кресла пилотов имеют регулировку.
Самолёт МАИ-411 сделан из российских комплектующих,
за исключением двух поршневых двигателей Rotax 912S, которые производятся в Австрии и имеют качественное дилерское сопровождение во многих странах мира.
Применение отечественных технологий позволило создать двухдвигательный самолёт с дальностью полёта до 1500 км более низкой стоимости, чем
однодвигательные западные аналоги.