В 1957 - 1958 гг. коллектив студентов-дипломников (Д. Пипко, С. Симонова -
авторы проекта, В. Абрамович, Н. Мартиросов, В. Волошин и др.) во главе с
руководителем темы А. И. Пьецухом проектировали легкий спортивный самолет МАИ-58. По всем вопросам, возникавшим в процессе работы над новым самолетом, студентов
консультировали Е. С. Войт, 3. А. Мелик-Саркисян, В. А. Манучаров. Самолет был
выполнен по схеме "свободнонесущий низкоплан" с крылом малого удлинения типа
"обратной чайки". В изгибах крыла установлены очень низкие основные стойки шасси
в обтекателях. С одной стороны, это приближало крыло к взлетно-посадочной полосе
и увеличивало экранный эффект за счет обратного V центроплана, а с другой -
схема самолета позволяла применить воздушный винт большого диаметра - 1,78 м
(т.е. лишь в 2,4 раза меньше размаха крыла). Такой удачной компоновке
способствовал и рядный двигатель воздушного охлаждения с верхним расположением
вала винта. Фюзеляж (максимальная ширина всего 0,6 м) являлся продолжением
плоского капота двигателя. Почти сразу за фонарем кабина пилота переходила в
стреловидный киль с Г-образным цельноповоротным стабилизатором. Руль поворота в
нижней части выполнен был в виде хвостового обтекателя фюзеляжа и хвостового
колеса, в котором размещалось управляемое (поворотное вместе с рулем поворота)
колесо. Строился самолет в 1958 г. в основном силами студентов в лаборатории кафедры
конструкции и проектирования самолетов были изготовлены моторный макет,
продувочные модели и образец для испытаний. Самолет имел очень небольшие
размеры. Двигатель -
четырехцилиндровый "Вальтер-минор" (105 л.с). Шасси неубираемое, в небольших
обтекателях. На МАИ-58 впервые применено Т-образное оперение в сочетании со
стреловидным килем и цельноповоротным стабилизатором, которые позднее стали
широко использоваться на планерах и транспортных самолетах. До летного образца аппарат окончательно не был доведен. Самолет МАИ-58 стал удачным примером осуществления минимизации в легком
самолетостроении, получившей в дальнейшем большое распространение (особенно
после самолетов серии ВД-5). Кроме того, МАИ-58 имел хорошие перспективы для
последующих модификаций (с сохранением взлетной массы в пределах 500 кг), т.к.
на нем был использован двигатель, имевший ряд вариантов (140, 160, 180 и 210
л.с). Эти двигатели с унифицированными узлами крепления к самолету и
незначительным увеличением массы различались лишь применением наддува,
непосредственного впрыска топлива и увеличенным числом цилиндров (до шести).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МАИ-58 |
Размах крыла, м |
4.00 |
Длина самолета,м |
4.05 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
4.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
310 |
максимальная взлетная |
450 |
Тип двигателя |
1 ПД Walter Minor |
Мощность, кВт |
1 х 105 |
Максимальная скорость, км/ч |
350 |
Крейсерская скорость, км/ч |
275 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Схемы:
|
МАИ-58 |
|
Уголок неба. 2008
|