Авиатика-МАИ-890 - легкий многоцелевой самолет, предназначенный
для тренировочных полетов, авиатуризма,
патрулирования, аэросъемки и т. д.
На самолете может осуществляться
геовидеомониторинг земной поверхности,
а также определение параметров почвы.
Авиатика-МАИ-890 - не "ультралайт". Он
относится к классу "очень легких
самолетов" (VLA - very light airplane) и сочетает
в себе достоинства "ультралайтов" и
легких смолетов традиционной
конструкции. Как и "ультралайты",
Авиатика-МАИ-890 имеет низкую стоимость
конструкции самолета и двигателя,
компактность, мобильность, высокую
экономичность эксплуатации.
От легких самолетов Авиатика-МАИ-890
унаследовал высокую надежность,
безопасность эксплуатации и, что очень
важно, стандартное самолетное
управление по всем каналам, совершенно
не отличающееся (по люфтам, трению,
усилиям и ходам) от управления самолетов
большой размерности. Благодаря этому на
самолете могут выполнять тренировочные
вылеты пилоты, летающие обычно на легких
и даже средних самолетах. Авиатика-МАИ-890
приятен и прост в пилотировании,
доступен начинающим пилотам. При потере
скорости самолет не входит в штопор, что
существенно повышает безопасность
полетов.
Самолет спроектирован с учетом
соответствующих разделов норм JAR VLA и
FAR-23. В настоящее время Авиатика-МАИ-890
сертифицирован во Франции, Южно-Африканской
Республике и в ряде других стран. В
декабре 1999 г. на самолет Авиатика-МАИ-890
был получен российский сертификат типа.
Год начала разработки: 1987. Год начала
испытаний: 1989. Год начала поставок и
эксплуатации: 1989.
В настоящее время самолет в рамках
конверсии выпускается на одном из
лучших российских авиапредприятий -
ФГУП РСК "МИГ". Всего с 1992 года
произведено и продано более 200 самолетов
типа Авиатика-МАИ-890, из них в
одноместном варианте - более 100. В
декабре 1999 г. на самолет был получен
сертификат.
Самолет Авиатика-МАИ-890 - одноместный
легкий многоцелевой биплан нормальной
схемы, цельнометаллической конструкции
с полотняной обшивкой крыльев и
оперения, с неубирающимся шасси
рессорного типа с управляемым носовым
колесом. Самолет изготавливается из
высококачественных конструкционных
материалов: алюминиевых и титановых
сплавов, легированных сталей,
композиционных материалов, текстиля и т. п.
Планер самолета состоит из фюзеляжа,
бипланной коробки и оперения. Фюзеляж
самолета - балочной конструкции,
выполнен из труб, изготавливаемых из
алюминиевого сплава. Кабина пилота -
закрытого типа с двумя дверями с
остеклением из оргстекла. Спереди
кабина замыкается носовым обтекателем
из стеклопластика. Задняя часть зашита
стеклопластиковым экраном со
звукоизоляцией. Возможна поставка
самолетов без задней стенки кабины.
Бипланная коробка образована верхним и
нижнем крыльями, стойками, расчалками и
распорками. Крылья - однолонжеронной
конструкции. Каркас консолей включает
трубчатый лонжерон, штампованные
нервюры, лобовик и заднюю кромку. Каркас
обтянут хлопчатобумажным полотном.
Обшивка обладает стойкостью к солнечной
радиации и атмосферным осадкам,
расчитана на значительный срок службы и
обладает отличной ремонтопригодностью
в полевых условиях. На консоли нижнего
крыла навешены элероны. Оперение -
подкосно-расчалочное, однокилевое.
Шасси - трехопорное. Стойки основных
опор - рессорного типа, рессоры
выполнены из титанового сплава. Колеса
основных опор с шинами 300х125 - тормозные.
Передняя опора шасси - с рычажной
подвеской колеса и пружинным
амортизатором. Переднее колесо с шиной
300х125 управляется непосредственно от
педалей.
Система управления - механическая,
обратимая. Обеспечивает управление
самолетом при помощи элеронов, руля
направления и руля высоты с переставным
триммером-сервокомпенсатором (вариант
самолета с двигателем "Rotax-582UL"),
либо с триммером, управляемым из кабины (вариант
с двигателем "Rotax-912ULS"). Управление
элеронами и рулем высоты - жесткое, через
систему качалок и трубчатых тяг.
Управление рулем направления -
полужесткое, через тросы.
Приборное оборудование:
- указатель скорости УС-250;
- компас КИ-13;
- вариометр ВР-10М;
- высотомер ВД-10К;
- указатель скольжения;
- тахометр;
- указатель температуры охлаждающей
жидкости*;
- указатель температуры головки
цилиндра**;
- указатель температуры масла**;
- указатель давления масла**.
* - только для самолетов, оборудованных
двигателем "Rotax-582UL".
** - только для самолетов, оборудованных
двигателем "Rotax-912ULS".
Самолет может быть оборудован
электронным комплексным прибором
контроля работы двигателя "FLYdat".
Самолет может быть оборудован
двигателем "Rotax-503", мощностью 50 л. с.,
либо двигателем "Rotax-582", мощностью
64,4 л. с., либо двигателем
"Rotax-912ULS", мощностью 100 л. с.
Двигатель "Rotax-503UL" (Австрия) -
мощностью 50 л. с. - двухтактный,
бензиновый, двухцилиндровый,
принудительного воздушного охлаждения,
с рядным расположением цилиндров, с
карбюраторным образованием смеси. В
качестве топлива используется смесь
бензина с октановым числом не менее 92 по
исследовательскому методу и масла для
карбюраторных двигателей.
Двигатель "Rotax-582UL" (Австрия) -
мощностью 64,4 л. с. при частоте
вращения 6500 об. в мин. -
двухтактный, бензиновый,
двухцилиндровый, жидкостного
охлаждения, с рядным расположением
цилиндров, с карбюраторным образованием
смеси. В качестве топлива используется
смесь бензина с октановым числом не
менее 92 по исследовательскому методу и
масла для карбюраторных двигателей.
Двигатель "Rotax-912ULS" (Австрия) -
мощностью 100 л. с. при частоте
вращения 5800 об. в мин. -
четырехтактный, бензиновый,
четырехцилиндровый, жидкостного
охлаждения, с оппозитным расположением
цилиндров, с карбюраторным образованием
смеси. В качестве топлива используется
бензин с октановым числом не менее 92 по
исследовательскому методу.
Поставщик двигателей - АО "Авиагамма"
(Москва). Самолет с двигателем
"Rotax-582" оборудуется воздушным
винтом ВВ-89А-2, с двигателем "Rotax-912ULS"
- винтом ВВ-98E-11. Винты - производства "ДиД"
(Москва).На самолете имеются два
топливных бака емкостью по 25 л каждый,
установленные в обеих консолях верхнего
крыла. Возможна установка подвесного
топливного бака емкостью 55 л.