Авиатика-МАИ-890СХ - одноместный легкий сельскохозяйственный самолет,
предназначенный для
ультрамалообъемного опыления
сельскохозяйственных угодий. "Авиатика-МАИ-890СХ"
- не "ультралайт". Он относится к
классу "очень легких самолетов" (VLA -
very light airplane) и сочетает в себе
достоинства "ультралайтов" и
легких смолетов традиционной
конструкции. Как и "ультралайты",
"Авиатика-МАИ-890СХ" имеет низкую
стоимость конструкции самолета и
двигателя, компактность, мобильность,
высокую экономичность эксплуатации. От
легких самолетов "Авиатика-МАИ-890СХ"
унаследовал высокую надежность,
безопасность эксплуатации и, что очень
важно, стандартное самолетное
управление по всем каналам, совершенно
не отличающееся (по люфтам, трению,
усилиям и ходам) от управления самолетов
большой размерности. "Авиатика-МАИ-890СХ"
приятен и прост в пилотировании, при
потере скорости самолет не входит в
штопор, что существенно повышает
безопасность полетов. Самолет
спроектирован с учетом соответствующих
разделов норм JAR VLA и FAR-23.
Благодаря высококлассной аппаратуре
фирмы "MICRONAIR" и характеристикам
самолета (рабочая высота при обработке
от 1 м.) обеспечивается уникальная
точность внесения препаратов. При
обработке с/х культур на скорости 90 км/ч
самолет за 1 мин. пролетает 1,5 км,
что при ширине захвата 16 м приводит к
обработке 2,4 га. При норме расхода
препаратов 5л/га за один полет самолет
обработает 20 га, что при скорости
полета по прибору 90 км/ч
соответствует 4 мин. распыления или
суммарной длине гонов (при 20 га/20 м) 10000м.За
один сезон самолет "Авиатика-МАИ-890СХ"
обрабатывает около 20 000 га
сельскохозяйственных угодий.
Год начала разработки: 1989. Год начала
испытаний: 1992. Год начала поставок и
эксплуатации: 1993. В настоящее время
самолет в рамках конверсии выпускается
на одном из лучших российских
авиапредприятий - ФГУП РСК "МИГ".
Всего с 1989 года произведено и продано
более 100 одноместных самолетов "Авиатика-МАИ-890",
значительная часть которых
поставлялась в сельскохозяйственном
варианте "Авиатика-МАИ-890СХ". В
настоящее время в КБ ведутся работы по
подготовке к сертификации самолета "Авиатика-МАИ-890СХ",
а так же дорабатывается и готовится к
летным испытаниям сельскохозяйственный
вариант двухместного самолета "Авиатика-МАИ-890У".
Самолет "Авиатика-МАИ-890СХ" -
одноместный легкий биплан нормальной
схемы, цельнометаллической конструкции
с полотняной обшивкой крыльев и
оперения, с неубирающимся шасси
рессорного типа с управляемым носовым
колесом. Самолет изготавливается из
высококачественных конструкционных
материалов: алюминиевых и титановых
сплавов, легированных сталей,
композиционных материалов, текстиля и т. п.
Планер самолета состоит из фюзеляжа,
бипланной коробки и оперения. Фюзеляж
самолета - балочной конструкции,
выполнен из труб, изготавливаемых из
алюминиевого сплава. Кабина пилота -
закрытого типа с двумя дверями с
остеклением из оргстекла. Спереди
кабина замыкается носовым обтекателем
из стеклопластика. Задняя часть зашита
стеклопластиковым экраном со
звукоизоляцией. Бипланная коробка
образована верхним и нижнем крыльями,
стойками, расчалками и распорками.
Крылья - однолонжеронной конструкции.
Каркас консолей включает трубчатый
лонжерон, штампованные нервюры, лобовик
и заднюю кромку. Каркас обтянут
хлопчатобумажным полотном. Обшивка
обладает стойкостью к солнечной
радиации и атмосферным осадкам, рассчитана
на значительный срок службы и обладает
отличной ремонтопригодностью в полевых
условиях. На консоли нижнего крыла
навешены элероны. Оперение - подкосно-расчалочное,
однокилевое. Шасси - трехопорное. Стойки
основных опор - рессорного типа, рессоры
выполнены из титанового сплава. Колеса
основных опор с шинами 300х125 - тормозные.
Передняя опора шасси - с рычажной
подвеской колеса и пружинным
амортизатором. Переднее колесо с шиной
300х125 управляется непосредственно от
педалей. Система управления -
механическая, обратимая. Обеспечивает
управление самолетом при помощи
элеронов, руля направления и руля высоты
с триммером, управляемым из кабины.
Управление элеронами и рулем высоты -
жесткое, через систему качалок и
трубчатых тяг. Управление рулем
направления - полужесткое, через тросы.
Приборное оборудование:
- указатель скорости УС-250;
- компас КИ-13;
- вариометр ВР-10М;
- высотомер ВД-10К;
- указатель скольжения;
- тахометр;
- указатель температуры головки
цилиндра;
- указатель температуры масла;
- указатель давления масла;
- цифровой счетчик выработки
химикатов.
Сельскохозяйственное оборудование
состоит из подфюзеляжного 105-л бака для
ядохимикатов; электронасоса,
позволяющего производить перемешивание
химикатов и промывку системы на земле;
фильтров; комплекта распылителей
отечественного производства (или
распылителей AU-7000 фирмы "MICRONAIR" (Англия)),
цифрового счетчика выработки химикатов
и системы управления
сельскохозяйственным оборудованием.
Самолет оборудован двигателем
двигателем "Rotax-912ULS". Двигатель
"Rotax-912ULS" (Австрия) - мощностью 100 л. с.
при частоте вращения 5800 об. в мин.
- четырехтактный, бензиновый,
четырехцилиндровый, жидкостного
охлаждения, с оппозитным расположением
цилиндров, с карбюраторным образованием
смеси. В качестве топлива используется
бензин с октановым числом не менее 92 по
исследовательскому методу. Поставщик
двигателей - АО "Авиагамма" (Москва).
Самолет оборудуется воздушным винтом ВВ-98E-11.
Винты - производства "ДиД" (Москва).
На самолете имеются два топливных бака
емкостью по 25 л каждый, установленные
в обеих консолях верхнего крыла.
В 2000 году ОСКБЭС МАИ разработало новую модель самолета -
Авиатика-МАИ-890СХ, сертифицированный. В 2001 году самолет прошел
истытания, а со следующего года начались серийные поставки.
Основные отличия от ранней версии самолета Авиатика-МАИ-890СХ :
- закабинный конформный сельхозбак;
- усовершенствованное сельхозоборудование собственного производства
(за исключением покупных распылителей),
- кабина пилота с принудительной вентиляцией и угольным фильтром на
входе;
- установлен сигнализатор о приближении к режиму сваливания
собственной разработки;
- усовершенствованная носовая опора шасси с резино-металлическим
амортизатором;
- усиленнный шассийный узел основной опоры;
- установлен цифровой комплексный прибор контроля работы силовой
установки FLYdat;
- усовершенствована топливная система самолета.
В настоящее время самолет в рамках конверсии выпускается на одном из
лучших российских авиапредприятий - ФГУП РСК "МИГ".
26 апреля 2002 Авиарегистр Межгосударственного Авиационного Комитета выдал
Дополнение к Сертификату Типа №СТ-176/Д1 на сельскохозяйственный самолет
Авиатика-МАИ-890СХ. Самолет сертифицирован по нормам JAR-VLA.
Авиатика-МАИ-890СХ стал первым (и пока единственным)
сельскохозяйственным самолетом в России, получивший Сертификат типа.
27 марта 2003 года орган по сертификации авиационно-технических средств
гражданской авиации Минтранса России выдал Сертификат соответствия №
2.А10.91.159-2003 на сельскохозяйственное оборудование СОН-4 самолета
Авиатика-МАИ-890СХ.
29 апреля 2003 года подписано распоряжение № НА-103-Р/52 о допуске к
эксплуатации самолетов Авиатика-МАИ-890СХ.