Проект легкого многоцелевого самолета Navion был разработан американской
авиастроительной компанией North American. Первые работы по проектированию модели NA-143 стали вестись американскими инженерами в 1945 году. При этом, производство летательных аппаратов
было связано с несколькими различными целями – данный самолёт предполагалось в первую очередь использовать в вооружённых силах США, эксплуатировать в качестве
частного гражданского воздушного судна, а также в качестве учебно-тренировочного либо спортивного самолёта. Именно благодаря этому в конечном итоге самолёт и
приобрёл большую популярность среди заказчиков – за весь период выпуска было построено 2634 летательных аппарата данной модели (включая прототипы и
модифицированный варианты), при этом, более тысячи экземпляров находятся в эксплуатации и на сегодняшний день даже несмотря на тот факт, что самолёт был
построен более 65 лет назад. Серийный выпуск самолетов NA-145 Navion был
начат North American в 1948 году, но после выпуска более 1000 экземпляров права на производство самолетов были выкуплены
компанией Ryan Aeronautical. В течении следующих трех лет было закончено около 1200 машин различного назначения. В середине 1950-х годов компания
Tubular Steel Corporation (TUSCO) продолжила выпуск новых моделей Navion.
В отличии от большинства воздушных судов довоенной эпохи, Navion обладал улучшенными аэродинамическими формами, что в свою очередь позволяло повысить
такие показатели как управляемость и манёвренность, добиться снижения лобового сопротивления, увеличить максимальную скорость полёта и сократить расход топлива.
Кабина самолета рассчитана на четырёх человек – пилота и трёх пассажиров, либо же инструктора и курсантов, если самолёт предполагалось
эксплуатировать в качестве учебно-тренировочного воздушного средства. Тем не менее, из-за компактных размеров кабины самолёта Ryan Navion, перевозка на его
борту грузов не представляется возможной, однако, самолёт может использоваться в качестве спортивного летательного аппарата, чему способствуют указанные выше
особенности данной модели.
Силовая установка самолёта Ryan Navion включает в себя один поршневой авиадвигатель, способный в зависимости от модификации развивать мощность от 130 л.с. до
285 л.с., позволяющий разгоняться до скорости более 300 км\ч. И преодолевать дистанции до 1200 километров.
Кроме гражданских самолетов семейство Navion включает так же большое количество военных вариантов. Первый военный
North American NA-154 был заказан ВВС США под обозначением L-17A. Он использовался в
качестве связного, легкого транспортного и учебно-тренировочного. Второй вариант самолета - L-17B был создан на базе серийного
Ryan Navion. Navion Mode 72 был закуплен компанией Beechcraft и стал прототипом
учебно-тренировочного самолета T-34. Третью модификацию военного вспомогательного самолета L-17C с увеличенным
топливными баком и модифицированными тормозами создала компанией Ryan в 1948 году, чуть позже часть L-17A
были доработаны под стандарт L-17C компанией Schweizer Aircraft. Кроме серийных военных самолетов были построены
несколько опытных самолетов для Армии США - XL-22A (или XL-17D). После 1962 года обозначение машин сменили на
U-18.
Еще одной интересной модификацией стал опытный UTSI Navion. Бурное развитие рынка авиационных перевозок в 60-х годах,
выход на линию скоростных реактивных самолетов - поставило перед учеными и конструкторами огромное количество задач, решение которых было неочевидно. В
частности, были большие вопросы к обтеканию стабилизаторов, которые требовали срочного разрешения при отсутствии нормального математического аппарата для этого.
К работам подключился Принстонский университет, студенты и преподаватели которого подошли к решению "прикладным образом", превратив обычный гражданский Navion в
экспериментальный UTSI Navion Variable Stability Simulator.
Созданная конструкция позволяла помимо обычных режимов полета исследовать процессы при разнообразных скольжениях и сложных эволюциях. Плюс к
тому, все это можно было нормально снимать на пленку из кабины самолета. И, получалось это очень неплохо. Настолько неплохо, что машина летала вплоть до 1988
года, послужив стендом для сотен и сотен разнообразных стабилизаторов.
Модификации
: |
|
|
NA-143 |
прототип воздушного судна |
NA-145 Navion |
первый серийный вариант компании North American. |
Ryan Navion |
первый производственный вариант самолёта выпускаемый авиастроительной компанией Ryan |
Ryan Navion A |
улучшенный вариант самолёта оснащённый авиадвигателем мощностью в 205 л.с. |
Ryan Navion B |
модифицированный вариант самолёта, оснащённый поршневым двигателем Lycoming GO-435-C2 мощностью в 260 л.с. Так
же известен Navion Super 260. |
Tusco Navion D |
производственная версия самолёта, выпускаемая компанией Tusco Corp. |
Tusco Navion E |
улучшенная версия самолёта с двигателем Continental IO-470-C мощностью в 250 л.с. |
Tusco Navion F |
модифицированный вариант самолёта, оснащённый авиадвигателем Continental IO-470-H (260 л.с.) |
Navion G Rangemaster |
модернизированный вариант летательного аппарата. |
Navion H Rangemaster |
вариант 1974 года, оснащённый авиадвигателем Continental IO-520B мощностью в 285 л.с. |
Ryan Model 72 |
специальная двухместная модификация разработанная по заказу ВМС США, ставшая прототипом
Beech T-34. |
Camair Twin Navion |
двухмоторная версия самолёта. |
X-16 Bi-Navion |
модифицированный двухмоторный вариант летательного аппарата |
Temco Riley 55 |
двухмоторная версия воздушного судна. |
D-16 Twin Navion |
производственный вариант версии X-16 Bi-Navion/ |
Temco D-16A |
улучшенный вариант версии D-16 Twin Navion, оснащённый двумя двигателями мощностью в 160 л.с. каждый. |
NA-154 Navion |
военный вариант самолёта разработанный по заказу ВВС США. |
L-17A (U-18A) |
военное обозначение NA-154. |
L-17B (U-18B) |
военное обозначение для Ryan Navion. |
L-17C (U-18C) |
улучшенная версия с большим топливным баком. |
XL-17D |
бывшие XL-22A |
XL-22A |
вариант Navion B для Армии США. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Navion Super 260 |
L-17A |
Размах крыла, м |
10.60 |
10.16 |
Длина, м |
8.38 |
8.31 |
Высота, м |
2.64 |
2.79 |
Площадь крыла, м2 |
17.10 |
17.10 |
Масса, кг |
|
|
пустого |
875 |
882 |
максимальная взлетная |
1293 |
1174 |
Тип двигателя |
1 ПД Lycoming GO-435-C2 |
1 ПД Continental E-185-2 |
Мощность, л.с. |
1 х 260 |
1 х 185 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
262 |
Крейсерская скорость, км/ч |
270 |
250 |
Практическая дальность, км |
958 |
1127 |
Скороподъемность, м/мин |
384 |
|
Практический потолок, м |
5500 |
4572 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира |
3 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|