Этот самолет по-прежнему современен, несмотря на то, что дал "путевку в небо"
уже не одному поколению пилотов. Он по-прежнему востребован, потому что в
настоящее время он едва ли не единственный доступный на рынке одномоторных
универсальный (комплексный) самолет, пригодный для подготовки пилотов. Наконец,
этот самолет -просто хороший выбор для многих частных авиаторов. Его имя - Piper
Arrow.
Действительно, Piper Arrow занимает совершенно особое, уникальное место в
спектре легких воздушных судов АОН. Прежде всего, потому что в силу
складывающейся в настоящее время конъюнктуры мирового рынка легких воздушных
судов (в связи с уходом с рынка моделей C177RG Cardinal и Beech C24R Sierra,
являющихся ближайшими одноклассниками Arrow) самолет оказался единственным
доступным на рынке "самолетом роста". Чтобы было понятно, напомним, что для
получения свидетельства коммерческого пилота (CPL - Comercial Pilot License),
являющегося логическим развитием, следующей ступенью летной карьеры, "кандидат
должен пройти летную подготовку не менее пяти часов на однодвигательном
самолете, сертифицированном для перевозки не менее четырех человек и имеющем
воздушный винт изменяемого шага (ВИШ) и убирающееся шасси". А это значит, что
желающим "пересесть" на более мощный самолет и/или получить CPL окажется "впору"
именно Piper Arrow.
Итак, Piper PA-28 Cherokee Arrow - легкий многоцелевой самолет, разработанный
американской фирмой Piper Aircraft, берет свое начало в далеком 1967-м году с
модели PA-28R-180 Cherokee Arrow. Спустя два года, в 1969-м компания представила
модель PA-28R-200 Cherokee Arrow с двигателем I0-360-C1C мощностью 200 л.с.
Дошедший до наших дней, производимый ныне и доступный на рынке, Piper Arrow
модельного ряда 2014 внешне напоминает классическую модель этого самолета. В нем
сохранены все типовые (характерные) черты Arrow сорокапятилетней давности:
двигатель Lycoming мощностью 200 л.с., крыло - низкоплан цельнометаллической
конструкции, убирающееся трехопорное шасси, винт изменяемого шага (постоянной
скорости вращения). Это формула, которая безупречно работала на Piper с 1967
года и, как показывает опыт, она так же актуальна применительно к современной
модели Arrow.
Мощности четырехцилиндрового двигателя Lycoming I0-360-C1C6 хватает для того,
чтобы при максимальном взлетном весе самолета 2750 фунтов (1247 кг) взять на
борт 960 фунтов (435 кг) полезного груза и выполнить полет с крейсерской
скоростью 137 узлов (254 км/ч). При полной заправке 72 галлонами (273 л)
максимальная дальность такого полета (с учетом 45-минутного аэронавигационного
запаса) составляет 880 навигационных миль (1630 км). Это семичасовый полет -
почти полный рабочий день!
Оборотной стороной медали является то, что "заправка под пробки" "съедает"
существенную долю полезной нагрузки. Так что каждый реальный полет - это
компромисс между "залить больше топлива" или "взять больше иного полезного
груза".
Для четырехместного самолета полет на предельную дальность(при максимальной
заправке) будет возможен для двух человек (весом до 80 кг каждый) и солидного
запаса багажа (груза). Если взять на борт еще одного (третьего) человека, багаж
(груз), причем весь, придется оставить на "бетонке". Совершенно очевидно, что
ключ к раскрытию функциональной многогранности (многосторонности) Piper Arrow -
в оптимизации планирования полета в терминах "полезный груз - предельно
возможная дальность", в нахождении их оптимального соотношения. Возможно, лучшим
из компромиссных решений является планирование полета трех человек с десятью
килограммами багажа на каждого. При условии выдерживания наиболее экономичного
из режимов (крейсерский на 65 % мощности со скоростью TAS 130 узлов) можно
рассчитывать на полет продолжительностью до шести часов.
Практический потолок воздушного судна ограничен максимально разрешенной высотой
16200 футов (4938 м). Следует отметить и очень даже неплохие взлетно-посадочные
характеристики Arrow. Согласно РЛЭ (РОН - Pilot Operation Handbook), необходимо
всего лишь 300 м полосы, чтобы разогнаться до скорости отрыва 70 узлов (что,
конечно, зависит от множества факторов, включая состояние поверхности ВПП). С
убранными шасси самолет весьма энергично набирает высоту со скороподъемностью
более чем 800 футов в минуту.
Piper Arrow не относится к самолетам укороченного взлета-посадки (так называемой
STOL-категории). Вместе с тем, он также не является и "пожирателем"
взлетно-посадочных полос. В посадочной конфигурации с полностью выпущенными (на
40°) закрылками длина пробега у него составляет всего 190 м.
На практике хорошее приземление ВС - часто результат строгого выдерживания
скоростей подхода.
И надо сказать, для соблюдения дисциплины скоростей на этом этапе полета у Arrow
есть еще и дополнительный инструмент - выпускаемые шасси как эффективный
"гаситель" скорости, своего рода "аэродинамический тормоз".
Механизм выпуска-уборки шасси, которым снабжен самолет, электро-гидравлического
типа.В штатном режиме уборка /выпуск шасси осуществляется при помощи
гидравлической системы. Аварийный выпуск - за счет силы тяжести (давление в
гидросистеме стравливается, и стойки шасси вываливаются сами по себе).
Как и у всех Cherokee, вход в кабину самолета возможен через единственную дверь,
расположенную по правому борту. Как и у многих моделей Piper, предусмотрен люк
багажного отсека, объем которого довольно большой - 0,74 куб. м. Только
оказавшись внутри Piper Arrow осознаешь, что это не такой уж и "старый
знакомый", каковым его можно было бы представлять по внешнему виду издалека.
Здесь, в кабине, существенно отличающейся от версий всех предыдущих моделей Arrow, в полной мере ощущается "дух" вполне современного воздушного судна АОН.
И прежде всего поражает оборудование пилотской кабины современной авионикой,
стандартный набор которой для модели Piper Arrow 2014 включает:
- Garmin G500 Avionics Suite с 6-дюймовым дисплеем первичной полетной информации PFD и аналогичным 6-дюймовым многофункциональным дисплеем MFD;
- двойную GNS 430W NAV/COM/ GPS;
- транспондер (самолетный ответчик) GTX 330;
- аудиопанель GMA 340;
- резервные полетные приборы.
В качестве опций авионики производитель предлагает к установке на самолет:
- индикатор GI 106A VOR/LOC/GS/ GPS;
- систему Jeppesen ChartView;
- GDL 69A XM спутниковое радио/ погода;
- грозоотметчик WX-500;
- систему синтетического видения;
- Honeywell KR 87 ADF с индикатором KI 227;
- Honeywell KN 63 DME с индикатором KDI 572;
- электрическую систему тримми-рования;
- автопилот S-TEC 55X с автоматической системой триммирования;
- другое оборудование.
Еще одно "кабинное" новшество, которое сразу же бросается в глаза, - новая,
более эргономичная конструкция штурвала из полимера, превращающего управление
самолетом в удовольствие. Следует заметить, что усовершенствование это весьма
кстати. Все дело в том, что новому Piper Arrow осталась присуща одна вещь,
которая свойственна всем предыдущим (более старым) моделям семейства. Это
несколько "утяжеленное" управление элеронами, которое ощущается при первых же
поворотах штурвала: требуется прилагать несколько большее усилие на колонку.
Однако это перестает быть проблемой, как только мускулы пилота привыкают к
работе. К тому же, "нет худа без добра". Этот недостаток самолета становится его
преимуществом при подготовке CPL-студентов: он хорошо подготавливает их к
управлению более тяжелыми ВС в последующей профессиональной деятельности.
Салон самолета, несмотря на свои сдержанные размеры, весьма удобен для
размещения двух пилотов и двух пассажиров; оборудован, в отличие от некоторых
других "одноклассников", хорошей системой отопления и вентиляции.
Стандарт интерьера салона Piper Arrow - отделка всех четырех сидений легкой
серой искусственной кожей, боковых панелей салона -стойким к износу винилом и
пола -согласованным по цвету ковром.
Экстерьер самолета моделирует ся с помощью двух цветов DuPont Imron polyurethane
краски по схеме фирменной двухцветной его окраски. Регистрационные номера
наносятся в согласованном цвете.
Резюмируя повествование об этом удобном, надежном, довольно мощном,
универсальном самолете, следует обратить внимание на его удивительную
способность оставаться столь длительное время "на плаву". Вся история этого
самолета - история выживания в "океане рыночных бурь". Однако достаточно
внимательно изучить его спецификации, чтобы понять причины такого летного
долголетия модели, а также то, почему большинство летных учебных заведений мира
перешли на Piper Arrow. А учитывая достаточно сдержанную для этого класса
самолета цену производителя (для Piper Arrow модели 2014 составляет $448750) -
это еще и мудрый выбор для многих частных авиаторов.