Голландская
компания PAL-V International B.V. совместно с дизайн-студией Spark Design задумались о постройке
летательного аппарата на базе трехколески Carver примерно десять лет назад. А в
2012 году состоялись пробные полеты аппарата, построенного по схеме автожира, -
с тяговым воздушным винтом и свободным ротором, создающим подъемную силу.
Остальное время ушло на доводку конструкции и сертификацию машины. И вот,
наконец, PAL-V (Personal Air and Land Vehicle)
предлагается всем желающим!
Первый
полет аппарата состоялся в марте 2012 года. Летающий автомобиль
PAL-V Liberty довольно неплохо продуман, ведь разрабатывали его около
десяти лет. Это небольшая двухместная капсула на трех колесах длиной 4 м
и шириной 2 м. В конструкции новинки использованы композитные материалы
и углеволокно, а потому она очень легкая – всего 664 кг.
Компания принимает заказы на две версии. Первая, Pioneer Edition, будет выпущена
тиражом 90 экземпляров ценой по 499 тысяч евро. За эти деньги покупатель получит
двухместную машину с максимальным набором опций и богатой отделкой салона, а
также курсы обучения управлению и тренировки в любом уголке планеты.
Зарезервировать PAL-V Pioneer Edition можно уже сейчас, внеся невозвратный
задаток 25 тысяч евро. Впрочем, если не спешить, то можно обойтись меньшими
суммами: обычная версия Sports стоит 299 тысяч евро, а взнос за нее - 10 тысяч.
Кстати, если у компании возникнут трудности с сертификацией летающего автомобиля
в стране покупателя, то задаток она все-таки вернет.
Для сравнения: примерно столько же стоит самый простой вертолет, а цена обычного
автожира на порядок ниже. Но PAL-V берет универсальностью. На дорогах общего
пользования 100-сильный двигатель Rotax позволяет четырехметровой машинке
собственной массой 664 кг разогнаться до 160 км/ч, причем разгон до "сотни"
укладывается в 9 с.
Перевод PAL-V в летный режим занимает пять-десять минут,
после чего машине с тяговым мотором мощностью 200 л.с. требуется максимум 330 м
разгона для взлета. Скорость в воздухе (те же 160 км/ч) вполне сопоставима со
скоростью недорогого вертолета, а посадить машину, даже с отказавшим тяговым
двигателем, можно на скорости 30 км/ч на участке длиной не более 30 м. Правда,
законодательство требует осуществлять взлет только со специально предназначенных
для этого полос, но в некоторых странах можно использовать участки дорог в
частных владениях.
А самое большое преимущество PAL-V перед вертолетами и обычными автожирами -
способность приехать к месту взлета своим ходом. Сложность лишь в том, что для
управления требуются не только водительские права, но и летная лицензия. Хотя
конструктивная принадлежность машины к автожирам позволяет получить ее после
30-40 часов обучения.
Компания PAL-V обещает приступить к серийному производству летающих автомобилей
уже к осени, но их передача покупателям намечена только на конец 2018 года.
Кстати, если у клиента есть сомнения, зарезервировать машину можно всего за 2500
евро - причем на возвратной основе. Но тогда ждать придется дольше всего, а в
случае отказа от покупки свою очередь не удастся перепродать другому желающему.