Большинство агросамолетов
внешне очень похожи друг на друга - низкопланы с фюзеляжами
значительного объема, в которых размещены баки, распылительные
устройства монтируются под крылом. Вместе с тем история авиации знает
несколько попыток создания сельскохозяйственных самолетов с необычным
внешним видом. Одним из них стал австралийский Transavia PL-12
Airtruck, построенный в более чем ста экземплярах. Фактически он
представляет собой бак для химикатов с кабиной пилота, крылом, мотором,
шасси и хвостовым оперением. Вероятно, управлять этим аппаратом в полете
совсем не просто.
Проект самолета был разработан конструктором Луиджи Пелларини (Luigi
Pellarini).
Первый полет опытного PL-12, оснащенного двигателем Continental IO-520-A, состоялся 22 апреля 1965 г. После получения 10 февраля 1966 г. сертификата типа было начато его
серийное производство. Первые серийные самолеты были поставлены заказчикам в декабре 1966 г. Всего было построено 110 экземпляров, которые эксплуатировались в Австралии, Дании, Индии, Малайзии,
Новой Зеландии, Таиланде, Югославии, на Тайване, в Восточной и Южной Африке.
В 1971 году был выпущен многоцелевой грузопассажирский вариант PL-12U. В этом варианте одно пассажирское место расположено в верхней
кабине позади летчика, а вместо бака с химикатами - четырехместная пассажирская кабина, имеющая пассажирскую дверь с левого борта.
Конструкция самолета.
PL-12 представляет собой одностоечный полутораплан с двухкилевым хвостовым оперением, цельнометаллической конструкции. Верхнее крыло двухлонжеронное, прямоугольной формы в
плане с трапециевидными законцовками, состоит из центроплана и двух консолей. Нижнее крыло меньшей площади, имело прямоугольную форму в плане и двухлонжеронную конструкцию.
Фюзеляж ферменной
конструкции, сварной из стальных труб 4130 с обшивкой из материала 2024 Alclad. Кабина летчика расположена над верхним крылом, имеет боковую дверь с правого борта. Под кабиной летчика расположен
отсек двигателя, бак с химикатами объемом 1,02 куб.м, позади которого предусмотрена двухместная кабина для обслуживающего персонала. Вход в нижнюю кабину - через дверь в задней части фюзеляжа.
Шасси - трехопорное, неубираемое, с носовой стойкой. Все стойки с рычажными масляно-воздушными амортизаторами оригинальной конструкции, снабжены одинарными колесами размером 8,00-6. Тормоза
основных колес дисковые гидравлические, производства Cleveland.
Топливо размещается в двух баках общей емкостью 189 л в верхнем крыле. Для увеличения дальности возможна установка
дополнительных центропланных баков, с которыми общий запас топлива достигнет 379 л. Заправка самолета топивом осуществляется через заправочные горловины на верхней поверхности каждого полукрыла.
Запас масла - 11,4 л.
Модификации
: |
|
|
PL-12 |
базовый сельскохозяйственный вариант,
оборудованный 818-л баком для химикатов и подфюзеляжным устройством для их распыления.
Выпускался серийно с 1966 по 1978 г. |
PL-12U |
многоцелевой грузопассажирский самолет.
Первый полет - в декабре 1970 г., сертифицирован в феврале 1971 г. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
PL-12 |
Размах крыла, м |
12.15 |
Длина самолета,м |
6.35 |
Высота самолета,м |
2.79 |
Площадь крыла,м2 |
23.80 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
839 |
максимальная взлетная |
1855 |
Тип двигателя |
1 ПД Continental IO-520-D |
Мощность, л.с. |
1 x 300 |
Максимальная скорость, км/ч |
192 |
Крейсерская скорость, км/ч |
175 |
Практическая дальность, км |
531 |
Скороподъемность, м/мин |
183 |
Практический потолок, м |
3200 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
818-л бак для химикатов |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|