Судьба самолета PR.2 Saltafossi (двуколка) хоть и не изобилует заметными событиями, крайне необычна. Построенный в 1946 году самолет благополучно "пролежал в
сарае" до начала XXI века и лишь затем, благодаря усилиям группы энтузиастов смог подняться в воздух. А начиналась эта история так...
В 1945 году итальянский инженер Эрменгильдо Прети (Ermengildo Preti) решил построить самолет. Надо сказать, что Прети был хоть и молодым, но достаточно опытным
конструктором - на его счету было уже несколько построенных и прекрасно летавших планеров. Понимая, что построить что-либо серьезное в получастном порядке в
условиях, мягко говоря, небогатой послевоенной Италии, он остановил свой выбор на сверхлегком одноместном самолете, который, по его мнению, именно в этих
условиях вполне мог найти применение. Прети удалось заинтересовать своей идеей студентов и руководство Миланского технического университета (Potitechnico di
Milano). А главное, нашелся тот, кто будет строить самолет, и место, где его будут строить. За строительство "Салтафосси" взялся Анжело Кабрилья (Angelo "Capo"
Cabrilla), работавший в мастерских при университете, которые располагались в коммуне Венегоно Супериоре (Venegono Superiore) северо-восточнее Милана. Там и
начали строить самолет.
"Салтафосси" представлял из себя одноместный высокоплан крайне малого размера цельнодеревянной конструкции с неубирающимся шасси. В
свою кабину единственный член экипажа попадал через боковое окно. Панель приборов практически отсутствовала. Странной особенностью самолета было отсутствие
закрылков - видимо они пали жертвой упрощения и облегчения конструкции. Возникли проблемы с тем, чтобы "достать" двигатель подходящей мощности и малого веса,
который бы смог поднять в воздух предельно облегченную (сказывался "планерный" опыт Прети) конструкцию. К сожалению, "самолетостроителям" удалось получить
(причем, насколько известно, "с возвратом") только 20-сильный автомобильный двигатель MB-3, мощности которого явно не хватало, но выбора все равно не было. В
1946 году самолет достроили. О том, что произошло дальше, "показания свидетелей расходятся".
В литературе упоминаются три версии: по одной, испытания самолета
так и не состоялись, по другой - самолету не хватило мощности двигателя, чтобы подняться в воздух, по третьей - нормально "Салтафосси" не летал, но подлет
совершить все-таки удалось. Наиболее вероятной, судя по всему, можно считать вторую версию. Точно известно одно - вскоре двигатель с PR.2 сняли, сам самолет
задвинули в дальний угол мастерских, а его создатели занялись другими делами. Прета, например, прославился не только на всю Италию, но и на весь мир, создав
легендарную мотоколяску "Изетта" ("Isetta").
Что происходило с "Салтафосси" в последующие годы, непонятно, но самолет явно не был бесхозным. По крайней мере, на
фотографии, сделанной в 1973/74 гг., видно, что остекление кабины заменено на изогнутое. В 1988 году PR.2, лишившийся, все-таки, большинства металлических
деталей, обратил на себя внимание группы энтузиастов, объединившихся в "Группу друзей исторических самолетов" ("Gruppo Amici Velivoli Storici", GAVS). Они
решили сохранить самолет, а в дальнейшем, если удастся, довести его до летного состояния.
В 2000 году начались работы по восстановлении "Салтафосси". Проведя
расчеты, специалисты GAVS, которыми руководил известный авиаконструктор-"самодельщик" Джанкарло Дзанар-до (Giancarlo Zanardo), сочли, что с "родным" 20-сильным
двигателем PR.2 летать не может. Его заключение гласило: "Самолет не имеет закрылков, из-за чего разбег и пробег составят более 300 метров. Для большей
безопасности полета необходимо установить двигатель мощностью 60 л.с.". После долгих раздумий конструкторы решили установить на самолете 45-сильный
автомобильный "оп-позитник" DAF-44. Естественно, пришлось изготовить и новый воздушный винт. 20 октября 2002 года "Салтафосси" спустя 56 лет после своего "рождения"
поднялся в воздух. В настоящее время самолет выставлен в небольшом музее, расположенном в кампусе Миланского технического университета в Бовисе (Bovisa), одном
из районов Милана.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
PR.2 |
Размах крыла, м |
6.60 |
Длина, м |
4.55 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
6.98 |
Масса, кг |
|
пустого |
160 |
максимальная взлетная |
230 |
Тип двигателя |
1 ПД Macchi MB-2 |
Мощность, л.с. |
1 х 20 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|