Проект Берта Рутана Predator Cropduster ATAC, был разработан по заказу компании
Advanced Technology Aircraft Co., Ltd. и представляет собой единственный
сельскохозяйственный самолет конструкции Берта Рутана. Несмотря на короткую
жизнь, "Хищник" успел побывать в двух конфигурациях: с ПГО небольшого удлинения
(модель 58/59) и большего удлинения (модель 120.
Характерной особенностью обеих модификаций было применение на крыле двух больших
выступов-наплывов, которые были удалены от корней консолей крыла на величину
полуразмаха ПГО. Учитывая, что ПГО расположено близко над крылом, можно
предположить, что конструктор хотел уменьшить влияние переднего горизонтального
оперения на циркуляцию воздуха над крылом. Таким образом, выступы на крыле
препятствовали распространению вихрей, индуцируемых на концах ПГО, вдоль
поверхности крыла. Поскольку самолет должен был обеспечить высокую
производительность опыления, необходимо было добиться максимальной ширины
захвата. Именно поэтому размах крыла составлял 17,37 м. Вероятно, и винглеты на
законцовках крыла, по задумке Рутана, должны были положительно влиять на ширину
захвата и производительность самолета. Это всего лишь мои предположения, так как
сам конструктор нигде не разъяснял свои решения. Но факты свидетельствуют о том,
что первый вариант ПГО оказался неприемлемым, поэтому на модели 120 было
установлено ПГО большего удлинения с трапециевидной законцовкой. Индуктивный
след такого ПГО, очевидно, был менее мощный.
Чтобы обеспечить высокую производительность, самолет должен был брать
соответствующее количество химикатов. Поэтому взлетная масса составляла 3438 кг
и на Predator был установлен двигатель Avco Lycoming IO-720-C1BD мощностью 480
л.с. Необычной особенностью "химика" Рутана было использование трехколесного
шасси с носовой опорой и двумя колесами на каждой основной стойке,
нехарактерного для сельскохозяйственной авиации. В авиакомпании он получил
название Predator ("Хищник") 480.
Летные испытания начались в сентябре 1984 г. Всего к 21 августа 1985 г. самолет
налетал 175 часов. В этот день летная жизнь "Хищника" закончилась. В полях в
окрестностях г. Уэлш (Welsh, Louisiana) накануне выпало чуть более 5 см осадков.
Пилот самолета решил взлетать с попутным ветром с мокрого грунтового поля,
заросшего травой высотой 18-20 см. После набора высоты около 6 м самолет начал
крениться вправо на 20-25°. Пилоту удалось выровнять крен, но вследствие
скольжения на предельно малой высоте столкновение с землей оказалось неизбежным.
Летчик остался жив, но получил травмы. Самолет тоже, видимо, не был полностью
разрушен, потому что авиакомпания какое-то время сохраняла его в реестре своих
воздушных судов. Однако этот инцидент поставил точку на дальнейших экспериментах
с агросамолетом, который Рутан отнес к "уткам", хотя есть все основания
классифицировать его как "триплан" (самолет с тремя несущими поверхностями).
На мой взгляд, проект Predator является наглядным подтверждением большей
пригодности нормальной балансировочной схемы для агросамолета по сравнению с "уткой" или самолетом с тремя несущими поверхностями: нет ПГО - нет проблемы.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Predator |
Размах крыла, м |
17.37 |
Длина самолета,м |
|
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
взлетная |
3438 |
Тип двигателя |
1
ПД Avco Lycoming IO-720-C1BD |
Мощность, л.с. |
1
х 400 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|