Уголок неба ¦ Rutan Quickie

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   Quickie
       
Разработчик: Rutan
Страна: США
Первый полет: 1978
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Описывая разработки Берта Рутана (Burt Rutan), постоянно приходится сталкиваться с трудностями классификации. Большинство "уток" этого конструктора, о которых было рассказано в предыдущей статье, можно с уверенностью назвать классическими. Хотя один из самолетов-"уток", рекордный Voyager RTW Model 76, Рутан назвал "тримараном", потому что в компоновке этого самолета прослеживается не только балансировочная схема с передним горизонтальным оперением (ПГО), но используется фюзеляж и две гондолы с вертикальным оперением, соединяющие ПГО и крыло. Кроме того, ПГО создают заметную часть общей с крылом подъемной силы, и поэтому Voyager в классификации находится как бы между "утками" и "тандемами". Применение же двух гондол и фюзеляжа не позволяет отнести этот самолет строго в группу двухфюзеляжных самолетов. Видимо, потому Рутан и использовал новое обозначение необычной компоновки - "тримаран".

В "тандемах" причудливые замыслы Берта Рутана задали еще больше проблем теоретикам проектирования. Например, Quickie Model 54 одни специалисты называют тандемом, потому что передняя и задняя несущие поверхности имеют практически одинаковые размах и площадь, другие относят этот самолет к категории "утки" на том основании, что на переднем крыле установлены рули высоты, а элероны расположены на заднем крыле (близко к фюзеляжу). Были даже предложения считать Quickie бипланом с большим отрицательным выносом верхнего крыла. Однако абсолютное большинство авиаторов воспринимает самолет как "тандем".

Идея родилась в 1975 г., когда Том Джуит (Tom Jewett) и Джин Шихан (Jean Sheehan) решили предложить рынку недорогой одноместный самолет с двигателем малой мощности.

По их мнению, низкобюджетным самолет мог бы стать с мотором мощностью 12 л.с. Однако в итоге выбор был сделан в пользу двухцилиндрового четырехтактного двигателя Onan мощностью 18 л.с. (3600 об/мин.) и массой 32 кг. Первоначально Джуит и Шихан обратились к Рутану с предложением разработать уменьшенную копию Vari-Eze. Были даже выполнены работы по оценке облика такой "утки", которой Рутан присвоил No.49 по своей классификации. Но "утка" с таким легким и маломощным мотором не получалась. В мае 1977 г. Берт сделал первые чертежи общего вида "тандема". Из них были выбраны три варианта, по которым исследования продолжались два месяца. Надо заметить, что в то время Рутан был очень занят разработкой "утки" Defiant, описание которой дано в предыдущей статье о проектах RAF.

Суть концепции Quickie заключалась в том, чтобы достичь максимально возможных летно-технических характеристик одноместного самолета с маломощным мотором за счет:

  • аэродинамической компоновки, в которой все несущие поверхности будут создавать только положительно направленную аэродинамическую силу;

  • размещения пилота практически в центре масс самолета;

  • применения ламинарных аэродинамических профилей, которые можно точно выполнить за счет использования новых конструкционных материалов;

  • использования тянущего винта с максимальным к.п.д.;

  • повышения энерговооруженности самолета с двигателем малой мощности за счет применения стеклопластика и трехслойных панелей с заполнителем из пенопласта;

  • уменьшения профильного сопротивления за счет высокого качества поверхности.

Переднее крыло Quickie создавало 60% подъемной силы, рули высоты на нем выполняли и функцию закрылков. Элероны на заднем крыле большего размаха служили для управления по крену. Для обеспечения поперечной устойчивости заднее крыло имело положительное поперечное V, переднее - отрицательное поперечное V. Такая компоновка не только позволяла уменьшить интерференцию переднего и заднего крыльев, но использовалась и для размещения в законцовках переднего крыла неубирающихся основных колес шасси в обтекателях, за счет чего уменьшалась масса конструкции и аэродинамическое сопротивление. Вынесенный назад киль обеспечивал нормальную курсовую устойчивость. В основании киля было смонтировано управляемое колесо шасси, обеспечивающее управление на взлете и посадке и позволяющее парировать отклонение от курса при движении по земле на шасси, имеющем большую колею.

Удачно подобрано было и превышение заднего крыла над передним. В крейсерском полете такая компоновка обеспечивала минимальное сопротивление, а на взлетно-посадочных режимах во всем диапазоне эксплуатационных углов атаки интерференция переднего и заднего крыльев была минимальной.

Необычна для того времени кабина самолета. Пожалуй, впервые в сверхлегкой авиации вместо традиционной центральной ручки управления использовалась боковая, расположенная по правому борту. РУД находился традиционно слева от пилота. При сравнительно тесных размерах кабины применение такой ручки оставляло пилоту больше пространства, что очень важно в длительных перелетах (дальность полета достигала 930 км при крейсерской скорости 185 км/ч).

Секрет достигнутых на этом самолете высоких характеристик заключается в использовании новых конструкционных материалов - стеклоткани и пенопласта, позволяющих обеспечить высокое качество поверхности летательного аппарата и использовать очень точные ламинаризованные аэродинамические профили. Определить схему этого самолета довольно сложно. Крылья имеют практически одинаковые размах и площадь, по этому "Квики" можно считать тандемом. В то же время проектировщики считают, что самолет построен по схеме "утка", так как рули высоты находятся на переднем крыле, а элероны - на заднем. Этот же самоле можно считать бесхвостым бипланом с очень большим отрицательным смещением крыльев по горизонтали. Необычной компоновочной особенностью самолета является размещение колес основного шасси в законцовках нижнего (переднего) крыла.

Следует отметить, что воздушный винт силовой установки Quickie был небольшого диаметра. Тем не менее, маломощный двигатель с таким винтом создавал достаточную тягу для достижения небывалых раньше для таких самолетов скоростей (максимальная скорость 203 км/ч). При скорости сваливания 75 км/ч Quickie имел диапазон скоростей 128 км/ч!

Самолет проектировали для самостоятельной сборки. Первый Quickie Jean Sheehan собрал на заводе RAF за 400 часов. Программа летных испытаний была завершена за пять месяцев после первого полета, самолет доработали, и в июне 1978 г. он оказался в центре внимания на слете EAA в Ошкоше. В том же месяце началось производство кит-наборов, на которые только за два месяца было получено 350 заказов. Фирма выполнила их к 1980 г. А всего до середины 80-х годов, когда программа была закрыта, продали 1000 кит-наборов. Этому способствовала передача прав в области маркетинга еще нескольким компаниям.

В июле 1988 г. Norm Howell на самолете Quickie с двигателем Rotax 503 установил два мировых рекорда в классе С1 а/0 FAI (менее 300 кг): скорость 235 км/ч на участке 15/25 км и время набора 3000 м 18 мин. 5 с. (скороподъемность 2,765 м/с).





 ЛТХ:
Модификация   Quickie   Quickie Q2
Размах крыла, м   5.08   5.08
Длина самолета,м   5.30   6.05
Высота самолета,м   1.35   1.35
Площадь крыла,м2   5.00   6.22
Масса, кг    
  пустого   112   222
  взлетная   220   231
Тип двигателя   1 ПД Onan   1 ПД Revmaster 2100-DQ
Мощность, л.с.   1 х 18   1 х 64
Максимальная скорость, км/ч   203   322
Крейсерская скорость, км/ч   185   290
Практическая дальность, км   930   885
Максимальная скороподъемность, м/мин   126   366
Практический потолок, м    
Экипаж, чел   1   1
Полезная нагрузка:     1 пассажир


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Quickie   (c) Terry Shepherd
 Quickie Q2   (c) Arpingstone
 Quickie Q200 
 Quickie Q200
 Кабина пилота Quickie   (c) Terry Shepherd

 Схемы:

 Quickie Q2

 



 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2016-01. Сергей Арасланов. Самолеты Рутана
В.П.Кондратьев. Самолеты строим сами
Aerofiles.com. Rutan
Stargazer2006.online.fr. Rutan Model 54 "
Quickie"
Flight International. Cliff Barnett. Quickie - Lightweight Extraordinary
Air International 1985-04. David Brown. Rutan-a Family Affair
Le Fana de l'Aviation 1981-09. Alain Ernoult. Les droles de canards de Mister Rutan
L+K 1978-17. Co noveho. Rutan
Quickie


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: