Аэродинамическая схема "утка" с давних пор привлекает внимание конструкторов
самолетов возможностью использовать несущие свойства горизонтального оперения -
переднего крыла - для существенного улучшения летных характеристик. Поэтому
разработкой "уток" занимались и занимаются профессиональные конструкторы и
любители во многих странах. В частности, в СССР - литовский конструктор планеров
Ромуальдас Бекшта. В 1947 г. Р.Бекшта спроектировал по схеме "утка" самолет
РБ-4. Модель этой машины в масштабе 1:5 успешно летала, но натуральный самолет
построить тогда не удалось. Та же история произошла и с полноразмерным планером
- "уткой" РБ-7, оригинальность которого заключалась в том, что он имел
стреловидное крыло с большой V-образностью. У планера отсутствовало вертикальное
оперение, а горизонтальное - переднее крыло - устанавливалось на пилоне и
подвешивалось на кардане. Управление машиной по тангажу и курсу обеспечивалось
отклонением переднего крыла. Летала оснащенная автопилотом модель РБ-7. В 1974
г. Р.Бекшта построил РБ-15 в натуральную величину. Переднее крыло этого самолета
выполнено цельноповоротным для обеспечения управления по тангажу. На концах
прямого крыла были установлены кили-шайбы. Конструкция основного и переднего
однолонжеронных крыльев - деревянная, обшивка - полотняная. Фюзеляж РБ-15 -
ферменный, из стальных труб, обшитый деревом и полотном. На самолете
устанавливался двухтактный двухцилиндровый двигатель конструкции Б.Белошапкина.
Его мощность - 25 л.с. при 3500 об/мин. После первого полета Р.Бекшта заменил велосипедное шасси планерного типа на
обычное трехколесное с самоориентирующейся передней стойкой. Вместо килей-шайб в
хвостовой части фюзеляжа установил один киль. После этих изменений воздушный
винт оказался в "щели" между килем и рулем направления. Так родился практически
новый самолет довольно оригинальной схемы. На этом варианте машины, получившей
название РБ-17, в начале 80-х годов было выполнено несколько успешных коротких
полетов. Они показали, что самолет обладает хорошей устойчивостью и
управляемостью. Скорость РБ-17 - до 110 км/ч, посадочная - 60 км/ч. Общая
несущая площадь крыльев - 10,5 м2 (2 и 8,5 м2), полетный вес - 320 кг, вес
пустого - 205 кг. РБ-17, как один из немногих самолетов, построенных в нашей
стране по такой схеме, хранится в музее спортивной авиации Литвы в городе
Каунасе. Стоит отметить, что в настоящее время большинство зарубежных
легкомоторных самолетов проектируется и строится именно по аэродинамической
схеме "утка".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
РБ-17 |
Размах крыла, м |
8.05 |
Длина самолета,м |
5.00 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
10.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
205 |
максимальная взлетная |
320 |
Тип двигателя |
1 ПД Белошапкина |
Мощность, л.с. |
1 х 25 |
Максимальная скорость, км/ч |
110 |
Крейсерская скорость, км/ч |
100 |
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Список источников: |
|
|
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. РБ-17 |
Уголок неба. 2008
|