Cамолет РСМ-15 "Robust" является одноместным (возможно изготовление двух- и
трёхместных) сверхлегким высокопланом, предназначенным для личного
использования, учебно-тренировочных, спортивных полетов, может применяться для
патрулирования и аэровизуальных наблюдений. После установки дополнительного
оборудования возможно применение в сельском хозяйстве. Возможна установка
оборудования для беспилотного управления.
Разработан в 2004 году и изготовлен в 2006 году предприятием ЗАО "Завод Ремсчетмаш".
Конструкция самолета
Для изготовления одно- и двухместных самолётов сделаны матрицы всех деталей.
Наличие матриц позволяет производить изделия с высокой культурой веса и
гарантированной прочностью, а так же изготавливать однотипные КИТ-наборы и узлы
для ремонта. Каждая углепластиковая деталь вакуумируется в матрице с последующей
термообработкой. При закладке деталей контролируются режимы влажности и
температуры.
Фюзеляж - углепластиковый монокок с тонкой обшивкой, монолитно изготовленной со
стрингерами и шпангоутами Z-образного сечения. Обшивка имеет различную толщину в
зависимости от функционального назначения и воспринимаемых нагрузок. Сечения
стрингеров, шпангоутов и расстояния между ними переменны.
Прямоугольное крыло имеет профиль Р-III-16% с хордой 1200мм, удерживается одним
подкосом из дюралюминиевой трубы 48х2 мм. Законцовки скруглённой обтекаемой
формы. Размах крыльев в 9 метров обеспечивает высокую скороподъёмность и низкие
взлётную и посадочную скорости.
Управление элеронами дифференцированное, они отклоняются на разные углы и лобик
поднятого элерона опускается под крыло. Это позволяет выполнять координированный
разворот не используя педали.
Толщина обшивки крыла на лбу и между лонжеронами - 0,48 мм, в остальных местах -
0,3 мм.
У-образные лонжероны двутаврового переменного сечения сходятся в точке крепления
подкоса. Размер полок двутавров изменяется от 25х6 мм до их полного исчезновения
на концах крыльев. Толщина стенки лонжерона изменяется от 12 до 0,5 мм.
Двигатель Hirth-2703 воздушного охлаждения, двух карбюраторный, мощность 55 л.с.
Имеет шестеренчатый редуктор G-50 с i=2,59. Топливо - автомобильный бензин с
октановым числом не менее 95 в смеси с маслом 1:50. Возможна установка других
двигателей.
Кабина очень просторная шириной 750 мм, рассчитана на пилота ростом до 188 см.
Педали параллелограммного типа, переставные под рост пилота. Расстояние от
спинки сидения до педалей 1300 ...1400 мм. Лобовое стекло снабжено регулируемым
обдувом.
Дверь находится с правой стороны, имеет по контуру 3 замка и снабжена
амортизатором на случай резкого открытия порывом ветра.
Сидение анатомическое с углом наклона спинки 15 градусов.
Спинка сидения силовая, выполняет роль шпангоута. В верхней части имеется
крепление заднего лонжерона.
В самолете место положения пилота и бензобаков в крыльях выбрано так, что вес
пилота и количество топлива не влияет на центровку самолёта. Триммер руля высоты
отсутствует. Четыре бензобака в крыльях "разгружают" узлы крепления крыльев к
фюзеляжу. Топливо может поступать в карбюраторы самотёком при отказе
бензонасоса. Система питания снабжена фильтром, пожарным краном, краном слива
топлива и конденсата, питательным бачком. Бензобаки, сообщаются с атмосферой
через сифон, установленный над фюзеляжем. Центр тяжести самолёта находится выше
оси винта, что даёт адекватную реакцию на изменение оборотов двигателя при
увеличении и уменьшении тяги винта. При увеличении тяги винта самолёт стремится
поднять нос. Кроме того центр тяжести расположен в 30 мм позади 0,25 САХ, а
фокус на 0,43 САХ, таким образом центровку самолёта можно считать идеальной.
Носовое колесо 400х100мм самоориентирующееся. Достаточно половины оборота колеса
для его переориентации из крайнего положения в нейтральное. Углепластиковая
вилка вращается на дюралюминиевой трубе диаметром 48х2мм. На всех режимах взлёта
и посадки шимми не наблюдается.
Основные колёса 400х100мм установлены на пластиковой рессоре и снабжены
дисковыми гидротормозами.
Моторный отсек пластиковый, негорючий (содержит добавку в эпоксидную смолу) с
двумя съёмными капотами. Для рассеивания местного нагрева покрыт алюминиевой
фольгой. В верхней части моторного отсека расположена монолитная с фюзеляжем
коробчатая балка к которой на подушках прикреплён двигатель. В нижней точке
моторного отсека имеется дренаж. Количество охлаждающего двигатель воздуха
регулируется на выходе из моторного отсека, чем предупреждается обледенение
карбюраторов. Регулировка расхода воздуха производится из кабины.