В рамках Шэньянского международного авиасалона (International Flight
Conference & General Aviation Products Expo), проходившего во второй половине
сентября в уезде Факу города Шэньян (КНР), состоялась презентация двухместного электросамолета
RX1E (первый полет состоялся в ноябре 2012 года). Это второе подобное транспортное средство,
разработанное в Китае (первым был Yuneec E430, совершивший дебютный полет
12.06.09 г.).
Rui Xiang RX1E спроектировали специалисты Ляонинского научно-исследовательского
института гражданской авиации (Research Institute of Liaoning General Aviation),
входящего в состав Шэньянского аэрокосмического университета. Изготовлением
транспортного средства занималась подчиненная университету фирма Liaoning Rui-Xiang General Aviation Manufacture Company Limited.
Самолет отличается оригинальным дизайном: его кабина, рассчитанная на двух
пассажиров, напоминает вертолетную кабину (как формой, так и предоставляемым
благодаря солидному лобовому стеклу и стеклянным вставкам на дверях широким
обзором), присутствует пропеллер и три шасси (одно переднее колесо и два
задних), крыло закреплено на крыше. Цвет поверхности самолета – белый, корпус
выполнен из карбонового волокна.
Максимальаня скорость моноплана равняется 150 км/ч, а предельная высота подъема –
3 км. Максимальная масса, с которой Rui Xiang RX1E может взлететь, составляет
0,48 т. Требуемая взлетная дистанция – 0,29 км, посадочная дистанция – 0,56 км.
Крылатая машина функционирует на электродвижке Sineton A37k154 мощностью 30 кВт
(40,8 л.с.). 100%-я подзарядка литиевой аккумуляторной батареи (10 кВт*ч)
обеспечивает транспортному средству 40 мин. полета. Длится зарядка примерно
полтора часа и оценивается создателями в 5 юаней ($0,82).
Ректор Шэньянского университета авиации и космонавтики Ян
Фэнтянь прокомментировал достоинства Rui Xiang RX1E для СМИ. По его словам,
моноплан можно эксплуатировать и в учебных, и в развлекательных целях (например,
в сфере туризма), применять в сельском хозяйстве и промышленном производстве,
задействовать для аэрофотосъемки местности и др.
Если сравнивать RX1E с Yuneec E430, то из внешних отличий в глаза бросается
разница в габаритах (Yuneec E430 значительно больше), а также T- и V-образная
форма хвостового оперения. Меньшие размеры и масса RX1E позволяют ему набирать
большую скорость (максималка Yuneec E430 не превышает 150 км/ч). В то же время,
полная масса RX1E может равняться 0,48 т, а Yuneec E430 – 0,47 т. В пользу
первенца китайского электросамолетостроения говорит солидный диапазон полета –
227 км, а также тот факт, что движок (Yuneec Power Drive 40) фирма-производитель
разрабатывала самостоятельно.
Самолет RX1E оказался очень привлекательным для аэроклубов и частных
потребителей, связанных с авиацией. Уже получено 28 заказов. Самолеты с успехом
могут быть использованы для проведения экскурсий, обучения начинающих пилотов, а
также для популяризации авиационного спорта в Китае.
1 ноября 2017 года первые поднялся в
воздух электролет с увеличенной дальностью полета модели RX1E-A,
сконструированный в Шэньянском университете авиации и космонавтики.
По сравнению с моделью предыдущего поколения продолжительность полета увеличена
с 45 минут до 2 часов, добавлен встроенный парашют.
В этом же году КНР стала третьей в мире страной после США и Германии, которая
провела успешные испытания самолёта на водородных топливных элементах.
Летательный аппарат сконструирован на базе двухместного электрического самолёта
RX1E. Водородный топливный элемент мощностью 20 киловатт питает электродвигатель
самолёта и все бортовые системы, а также заряжает аккумуляторы. Крейсерская
скорость самолета составляет 150 км/час, максимальная высота подъёма - три
километра, взлётная масса - 480 килограммов, а одной зарядки батареи, которая
занимает полтора часа, хватает примерно на 60 минут полёта. Ориентировочная
стоимость водородного самолёта при поступлении в продажу составит около 200
тысяч долларов.