В 2007 году по распоряжению Министерства транспорта РФ Федеральное агентство
воздушного транспорта провело конкурс на разработку и подготовку серийного
производства 10-местного двухмоторного самолёта для училищ гражданской авиации.
Его победитель получал право заключения государственного контракта на выполнение
НИОКР "Разработка и изготовление выпускного многодвигательного самолета с целью
последующей поставки не менее 30 воздушных судов в образовательные учреждения
гражданской авиации Российской Федерации для обучения пилотов коммерческой
авиации".
Победителем конкурса было объявлено самарское авиастроительная компания "Техноавиа",
представившая проект многоцелевого двухмоторного самолёта "Рысачок".
"Рысачок" - лёгкий двухмоторный турбовинтовой российский самолёт,
спроектированный ООО "Научно-коммерческая фирма Техноавиа". Самолет имеет
простую конструкцию (изготовленную из алюминиевых сплавов) - это моноплан с
низким расположением крыла. На самолёте установлено два двигателя М601F чешской
компании Walter по 750 л.с. каждый. Он может продолжить полет при отказе одного
из двигателей. У "Рысачка" более высокая, чем у Ан-2 крейсерская скорость,
скороподъемность, большая дальность и продолжительность полета при той же
нагрузке. На борту установлено современное оборудование, благодаря которому
самолет можно использовать днем и ночью в любых метеоусловиях.
"Рысачок" предназначен, в первую очередь, для использования в качестве
выпускного учебного самолета в летных училищах гражданской авиации России.
"Рысачок" также призван возродить в России региональную авиационно-транспортную
систему, существовавшую некогда в СССР, и заменить Ан-2 на поприще подготовки
авиационных кадров. Кроме того, самолет может применяться для выполнения
следующих авиационных работ:
- перевозки десяти пассажиров на расстояние до 2000 км;
- перевозки грузов общей массой до 1500 кг;
- десантирования парашютистов (15 парашютистов-спортсменов);
- патрулирования сухопутных и морских границ, шоссейных дорог, нефте- и
газопроводов, линий электропередач и т.д.;
- поисково-спасательных операций, в т.ч. доставки и высадки отрядов спасателей
МЧС на неподготовленные площадки, подобранные с воздуха, или методом
десантирования;
- перевозки шести лежачих больных на носилках в сопровождении медработника в
санитарном варианте;
- выполнения аэрофотосъемки и экологического мониторинга.
Новая модель неприхотлива и может взлетать с грунтовых площадок длиной 500 м с
прочностью грунта не менее 5,5 килограмма на квадратный сантиметр, и рассчитан
на грузоподъемность в 1 570 кг. Управлять самолетом будет экипаж из двух
человек.
Пассажирский салон самолета рассчитан на комфортабельный перелет десяти
пассажиров. В последнее время стало известно, что данная модель получила
дальнейшее свое развитие в несколько удлиненных версиях самолета, способных
перевозить 16 или 19 пассажиров соответственно."Рысачок" составит серьезную
конкуренцию иностранным авиационным машинам такого же класса, так как стоимость
одного экземпляра не будет превышать $3 млн.
По итогам конкурса 25 июня 2007 года контракт на выполнение НИОКР получило ООО
"Научно-коммерческая фирма "Техноавиа". Ее возглавляет хорошо известный в
авиации Вячеслав Кондратьев. В советские времена он работал в КБ Яковлева и ОСКБ
МАИ. В КБ Сухого Кондратьев, фактически являясь главным конструктором, сначала
создал не вполне удачный Су-26, но после "работы над ошибками" выдал
летчикам-спортсменам превосходный Су-26М. В начале 90-х годов появилась фирма "Техноавиа",
реализовавшая ряд проектов легких самолетов, самым известным из которых является
СМ-92 "Финист" (произведено порядка тридцати таких машин). В общем, если кто и
мог реализовать столь сложное ТЗ, то это, скорее всего, как раз Кондратьев.
25 июня 2007 года между госзаказчиком в лице Ульяновского высшего авиационного
училища гражданской авиации (УВАУГА) и "Техноавиа" был подписан договор на
изготовление опытной партии из 5 самолётов. Производство заказа разместили на ЦСКБ-Прогресс.
3 декабря 2010 года самолёт совершил первый полёт. Машина была оснащена
двигателями Walter M601 производства чешской фирмы Walter Engines. В начале 2011
года "Техноавиа" подписала соглашение с компанией GE Aviation о поставке
двигателей General Electric H80, являющимися модификацией M601 с улучшенной
высотностью и возможностью эксплуатации в жарком климате.
2 июня 2011 года в Самаре завершились предварительные лётные испытания самолёта
и он был передан для дальнейшего прохождения сертификационных летных испытаний в
ЛИИ им. Громова, по окончании которых станет возможным серийное производство
самолёта. Самолёт выставлялся и летал на международном авиакосмическом салоне
МАКС-2011.
В этом же году началось судебное разбирательство между фирмой "Техноавиа" и УВАУГА.
После полугодичных разбирательств стороны заключили мировое соглашение:
взыскание денег с УВАУГА отменить, считать контракт на разработку легкого
многоцелевого самолета от 25 июня 2007 года расторгнутым с 10 мая 2012 года.
Затем 31 мая 2012 года из-за того, что Ульяновское лётное училище отказалось
принимать и оплачивать изготовленные самолёты, у фирмы "Техноавиа" образовалась
задолженность перед ЦСКБ-Прогресс в размере 147,7 млн. рублей. Денег у "Техноавиа"
не нашлось, и в обеспечение иска "ЦСКБ-Прогресс" получил все те же
многострадальные самолеты "Рысачок". Исходя из принципа "не пропадать же добру",
самарцы решили провести сертификацию самолета и попытаться организовать его
продажи. Деньги на испытания выделяет "ЦСКБ-Прогресс", причем эти расходы
одобрены "Роскосмосом".
Летные сертификационные испытания "Рысачка" начались в 2013 году и продлятся
около полутора лет. В настоящее время в сертификации участвуют три летных
экземпляра самолета в 10-местном варианте исполнения. Четвертый самолет, выпуск
которого ожидают в конце этого года, будет иметь удлиненный фюзеляж и рассчитан
на 16 пассажиров. На сегодня 10-местные самолеты летают в рамках сертификации
16-местного самолета, так как 90% процентов программы сертификационных испытаний
пересекаются. По мнению В.Кондратьева, удлинение фюзеляжа считается небольшим
изменением. Увеличение длины фюзеляжа для 16 пассажиров вместо 10, никак не
скажется на летных характеристиках самолета, но при этом стоимость
пассажиро-места снизится в 1,5 раза.
Получение сертификата типа самолета и одновременная
сертификация производства на "ЦСКБ-Прогресс" позволят начать серийный выпуск
этих ВС. В конце 2012 года Минпромторг заявил о начале серийного
производства самолёта начатая с 2015 года с планами выпуска 320 машин в
9-местном варианте до 2025 года. Но, по заявлению генерального конструктора НКФ
"Техноавиа" В. П. Кондратьева, в серийное производство будет направлен
разрабатывающийся в настоящее время 16-местный вариант Рысачка. Причём эта новая
модификация "Рысачка" близка по размеру с "Гжелью" - 19-местным самолётом,
выпуск которого также хотел начать Минпромторг.