C-72 Охотник - легкий многоцелевой самолет, разработанный
компаний СК "Чайка" из г.Самара. Самолет разработан на базе амфибий С-42 и С-44м
по техническому заданию путешественника и охотника Олега Козловского. Первый
испытательный полет С-72 совершил в 2015 году.
Самолет представляет из себя моноплан с верхним расположением крыла;
трехопорным шасси с хвостовым самоориентирующимся колесом и раздельным
торможением колёс основных опор; четырехместной кабиной, независимой по трём
каналам системой управления полётом, дублированной по органам управления. Корпус
фюзеляжа сделан из трехслойных панелей стеклопластика, крылья, горизонтальное
оперение - стеклопластиковые.
Для простоты транспортировки самолет может разделяться на 5 легко
демонтируемых элементов.
Фюзеляж самолета типа полумонокок, выполнен из композитных материалов. Каркас
фюзеляжа состоит из 18 основных шпангоутов, 2х продольных стенок и 4х
дополнительных шпангоутов. Обшивка выполнена из трехслойных панелей различной
толщины, которая воспринимает аэродинамические нагрузки и предает их на основные
элементы конструкции. На верхней части фюзеляжа расположен люк размером 650 на
1350 мм.
Кабина 4х местная, имеет: две боковые двери и заднюю входную дверь, которая
открывается вверх. В закрытом положении: задняя входная дверь фиксируется
запором. Остекление кабины выполнено из органического стекла.
Сидения оборудованы привязными ремнями. Кабина обогревается теплым воздухом от
автономной печки. Кабина оборудована двойным управлением
самолетом. Управление двигателями осуществляется с центрального пульта (для
работы с левого и правого сидений летчиков).
Задние кресла для пассажиров нерегулируемые, снабжены привязными поясными
ремнями. Отсоединение ремня производится нажатием на клавишу фиксатора на замке.
В передней части кабины самолета установлены два кресла пилотов. Они
имеют регулировку по длине расположения сиденья и оснащены четырехточечной
системой ремней безопасности, соединяющиеся в замке, располагающимся на груди.
Отсоединение ремня производится нажатием на клавишу фиксатора на замке
Дверь в кабину размером 750 на 950 мм. Доступ в
кабину очень удобный. Но выход под винты(не совсем конечно,но легко забыть,что
они там крутятся),так что надо быть аккуратным.
Крыло трапециевидное, свободнонесущее, однолонжеронное
выполненное из композитных материалов. Изгибающий момент воспринимается
лонжероном, обшивка отъемной части крыла трехслойная, работает на кручение. В
крыле размещены основные топливные баки, управление закрылками. На законцовках
установлены аэронавигационные огни. На левой консоли
крыла установлен ПВД. На самолете конструктивно
предусмотрена возможность установки предкрылков. Но пока их нет.
Элероны выполнены из композитных материалов, подвешены на трёх узлах,
привод элеронов осуществляется через систему тяг и качалок, размещенных перед
лонжероном. Крыло имеет винглеты.
Хвостовое оперение 2х килевое, выполненное из композитнных материалов, V –
образное, с верхним расположением стабилизатора, который имеет 4 точки крепления
(по 2 узла на верхней части килей). Горизонтальное оперение с работающей
обшивкой, усиленной углежгутами по узлам стыковки. На задней стенке смонтировано
5 узлов подвески руля высоты.
Вертикальное оперение имеет кессонную силовую часть, образованную стенками и
панелями обшивки, в передней части проложена система управления рулем высоты.
Руль высоты выполнен по однолонжеронной схеме с работающей обшивкой.
Внутри центральной части установлен механизм триммера руля высоты, управляемого
жёсткой тягой. Закрылки имеют по 2 секции, которые
выполнены из композитных материалов, каждая секция подвешена на трёх узлах.
Привод секций закрылков осуществляется с помощью системы тяг от одного
электромеханизма МП–250, размещенного в центроплане возле задней стенки.
Самоориетирующееся хвостовое колесо установлено на стальной трехлистовой
рессоре c дополнительной пружинной опорой с гидравлическим аммортизатором. Для
сохранения прямолинейной ориентации колеса установлены две пружины.,
Угол поворота колеса в подпружиненном состоянии при
движении вперёд : ±45°. Для амортизации предусмотрена установка масляного
амортизатора. Колесо: размер - 200x80. Конструкция шасси
обеспечивает эксплуатацию самолета на площадках (аэродромах) с бетонными и
грунтовыми ВПП.
Силовая установка самолета состоит из двух четырехцилиндровых оппозитных
двигателей Lycoming-IO-360-M1A, разного направления вращения, поршневые,
четырехтактные, инжекторные, со взлетной мощностью 180 л.с. при 2700 об/мин, с
трехлопастными винтами MT Propeller изменяемого шага
диаметром 1,83м. Двигатели размещены в корневых частях правой и левой
консолей и крепятся к крылу посредством трубчатых моторам из нержавеющей стали.
Системы питания топливом каждого двигателя с насосной подачей идентичны друг
другу и независимы друг от друга.
Масляная система и система охлаждения двигателя являются принадлежностью
двигателя, теплообменники систем установлены в нижней части мотогондолы.
Выхлопная система из нержавеющей стали. Легкосъёмные капоты, обеспечивают доступ
к агрегатам установки для осмотров, имеют необходимые воздухозаборники и
управляемые из кабины створки.
Топливная система самолёта состоит из двух независимых систем для каждого
двигателя, соединенных магистралью перекачки служащей для выравнивания
количества топлива в левой и правой консоли. Основные
баки расположены в кессонной части правой и левой консоли позади лонжерона крыла.
Расходные баки установлены на нижней обшивке крыла и снабжены окном визуального
контроля уровня топлива. Заливные горловины находятся на верхней поверхности
крыла у корневой нервюры, рядом расположены лючки доступа к датчикам уровня
топлива. Объем основных баков 430 литров: 32 по 215 л.
Объем расходных баков 40 литров: 2 по 20 л.
Летно-технические характеристики и пилотажно-навигационное оборудование
самолета обеспечивают выполнение визуальных полетов днем в простых
метеоусловиях.