После работы над проектом моноплана Bucker Bu 181 Bestmann шведский инженер
Андерс Андерссон применил ряд наработок в следующем своем проекте - Saab-91 Safir. Трехместный туристический и учебно-тренировочный самолет конструктивно
представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся трехопорным шасси и оснащенный рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1C
мощностью 130 л. с.
После успешного полета прототипа Safir, состоявшегося 20 ноября 1945 года,
прошли столь же успешные испытания, после чего в производство пошел первый
серийный вариант, получивший обозначение Saab-91A. От прототипа он отличался в
основном более мощным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л. с.
ВВС Швеции проявили интерес к самолету, который планировалось использовать в
качестве учебного самолета начальной летной подготовки. Под требования ВВС
Швеции был построен прототип, оснащенный шестицилиндровым Avco Lycoming O-435-A
мощностью 190 л. с. и совершивший первый полет 18 января 1949 года. Самолет был
принят на вооружение шведских ВВС под обозначением Sk 50 (от "Skolplan" -
"учебный самолет") и мог также нести пулеметы, практические бомбы или НАР.
Safir строился компанией "Saab" вплоть до 1950 года, всего было выпущено 48
серийных самолетов и один прототип. Гражданский аналог Sk 50 выпускался под
обозначением Saab-91B. По субподряду голландская "De Schelde" собрала 106
самолетов, включая 76 для Швеции (Sk 50B, поставлены в 1952-1953 годы).
Двигатель O-435-A также установили на модификацию Saab-91B-2, которая оснащалась
воздушным винтом постоянного числа оборотов, и на вариант Saab-91C. Последний
был впервые поднят в воздух в сентябре 1953 года и предназначался для перевозки
четырех человек, а его топливные баки были смещены в крыло. ВВС Швеции получили
14 Saab-91C, которые были обозначены Sk 50C.
Последней серийной моделью стал Saab-91D, сохранивший четырехместную компоновку
Saab-91C, но имевший ряд усовершенствований, включая установку нового, менее
тяжелого и чуть более мощного четырехцилиндрового двигателя O-360-A1A мощностью
180 л. с., а также дисковых тормозов и иного усовершенствованного оборудования,
что позволило снизить массу машины.
Самолеты Safir использовались в качестве учебных ВВС Австрии (24 самолета
Saab-91D), Эфиопии, Финляндии (35 Saab-91D), Норвегии (25 Saab-91B-2) и Туниса.
Среди гражданских эксплуатантов самолетов данного типа можно отметить
государственную летную школу Дании (Rijksluchtvaartschool), а также компании "Air
France" и "Lufthansa". Что касается прототипа Safir, то после того, как на нем
установили стреловидное крыло, он использовался в качестве летной лаборатории в
рамках программ Saab 29 Tunnan (Saab 201) и Saab 32 Lansen (Saab 202).
В 1956 году выпуском самолетов занялась собственно компания "Saab", в основном
выпускались модификации Saab-91D. Кроме постройки самолетов Saab-91B голландская
компания "De Schelde" также собрала 11 четырехместных Saab-91C. Серийный выпуск
самолетов прекратился в 1966 году, то есть через 20 лет после его начала. Всего
было построено 323 самолета, которые поставлялись заказчикам примерно в 20
странах.