Уголок неба ¦ SAAB 91 Safir

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация легкая авиация
   SAAB 91 Safir
       
Разработчик: SAAB
Страна: Швеция
Первый полет: 1945
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После работы над проектом моноплана Bucker Bu 181 Bestmann шведский инженер Андерс Андерссон применил ряд наработок в следующем своем проекте - Saab-91 Safir. Трехместный туристический и учебно-тренировочный самолет конструктивно представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся трехопорным шасси и оснащенный рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1C мощностью 130 л. с.

После успешного полета прототипа Safir, состоявшегося 20 ноября 1945 года, прошли столь же успешные испытания, после чего в производство пошел первый серийный вариант, получивший обозначение Saab-91A. От прототипа он отличался в основном более мощным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л. с.

ВВС Швеции проявили интерес к самолету, который планировалось использовать в качестве учебного самолета начальной летной подготовки. Под требования ВВС Швеции был построен прототип, оснащенный шестицилиндровым Avco Lycoming O-435-A мощностью 190 л. с. и совершивший первый полет 18 января 1949 года. Самолет был принят на вооружение шведских ВВС под обозначением Sk 50 (от "Skolplan" - "учебный самолет") и мог также нести пулеметы, практические бомбы или НАР.

Safir строился компанией "Saab" вплоть до 1950 года, всего было выпущено 48 серийных самолетов и один прототип. Гражданский аналог Sk 50 выпускался под обозначением Saab-91B. По субподряду голландская "De Schelde" собрала 106 самолетов, включая 76 для Швеции (Sk 50B, поставлены в 1952-1953 годы).

Двигатель O-435-A также установили на модификацию Saab-91B-2, которая оснащалась воздушным винтом постоянного числа оборотов, и на вариант Saab-91C. Последний был впервые поднят в воздух в сентябре 1953 года и предназначался для перевозки четырех человек, а его топливные баки были смещены в крыло. ВВС Швеции получили 14 Saab-91C, которые были обозначены Sk 50C.

Последней серийной моделью стал Saab-91D, сохранивший четырехместную компоновку Saab-91C, но имевший ряд усовершенствований, включая установку нового, менее тяжелого и чуть более мощного четырехцилиндрового двигателя O-360-A1A мощностью 180 л. с., а также дисковых тормозов и иного усовершенствованного оборудования, что позволило снизить массу машины.

Самолеты Safir использовались в качестве учебных ВВС Австрии (24 самолета Saab-91D), Эфиопии, Финляндии (35 Saab-91D), Норвегии (25 Saab-91B-2) и Туниса. Среди гражданских эксплуатантов самолетов данного типа можно отметить государственную летную школу Дании (Rijksluchtvaartschool), а также компании "Air France" и "Lufthansa". Что касается прототипа Safir, то после того, как на нем установили стреловидное крыло, он использовался в качестве летной лаборатории в рамках программ Saab 29 Tunnan (Saab 201) и Saab 32 Lansen (Saab 202).

В 1956 году выпуском самолетов занялась собственно компания "Saab", в основном выпускались модификации Saab-91D. Кроме постройки самолетов Saab-91B голландская компания "De Schelde" также собрала 11 четырехместных Saab-91C. Серийный выпуск самолетов прекратился в 1966 году, то есть через 20 лет после его начала. Всего было построено 323 самолета, которые поставлялись заказчикам примерно в 20 странах.





 Модификации :
91A  первый серийный вариант с двигателем de Havilland Gipsy Major 10.
Sk 50  вариант УТС для ВВС Швеции с мотором Lycoming O-435-A.
91B  гражданский вариант Sk 50.
91B-2  вариант 91B с  воздушным винтом постоянного числа оборотов.
91C  четырехместная версия.
91D  четырехместная версия с двигателем двигателя O-360-A1A и рядом модификаций.



 ЛТХ:
Модификация   SAAB 91A   SAAB 91D
Размах крыла, м   10.60   10.60
Длина, м   7.80   8.03
Высота, м   2.20   2.20
Площадь крыла, м2   13.60   13.60
Масса, кг    
  пустого самолета   580  
  нормальная взлетная   955   1205
Тип двигателя   1 ПД de Havilland Gipsy Major 10   1 ПД Lycoming O-360-A1A
Мощность, л.с.   1 х 145   1 х 180
Максимальная скорость , км/ч   265   270
Крейсерская скорость , км/ч   248   235
Практическая дальность, км   960   1060
Скороподъемность, м/мин   300   243
Практический потолок, м   4600   6100
Экипаж, чел   1   1
Полезная нагрузка:   2 пассажира   3 пассажира


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SAAB 91A    (c) Trevor Bartlett
 Sk 50    (c) Jan Erik Arud
 SAAB 91B    (c) albspotter
 SAAB 91B-2   (c) Jan Jorgensen
 SAAB 91C  (c) Erik Frikke
 SAAB 91D   (c) Erik Frikke
 Кабина пилота SAAB 91D    (c) Julian Ritz Harrisson

  Схемы:

 SAAB 91A
 SAAB 91C

  Варианты окраски:

 Sk 50 ВВС Швеции  (c) Lars Befring
 SAAB 91D ВВС Австрии

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Saab 91Safir
John W. R. Taylor. Jane's All The World's Aircraft 1961–62
Flight. Maurice A. Smith. Safir in the Air
Hans G. Andersson. SAAB Aircraft Since 1937
Air-Britan: Saab 91 Safir


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: