Конструкторское бюро "Тайфун" было создано в городе Новомосковск Днепропетровской области, УССР в 1980-х годах. В 1989 году
в КБ начато проектирование легкого многоцелевого самолета "Шмель". Для реализации проекта КБ заключило договор в 1993 году договор с
Дубненским машиностроительным заводом (ДМЗ) и в этом же году переехало в город Дубна. Первый полет прототипа Шмель (он же Дубна-1) самолета состоялся
25 мая 1994 года.
Уникален же он тем, что, пожалуй, ни по одному СЛА, включая и "Авиатику-890", на территории СНГ не был проведен такой большой комплекс исследовательских
работ. Продувки в аэродинамических трубах ХАИ, КИИГА, испытания в статзалах ХАИ и ЦАГИ, расчетно-экспериментальные работы в СибНИА и других авиационных
учреждениях, сделанные по одному проекту, разработка которого с конца 1992 г. осуществляется независимо в двух КБ, дали свои плоды.
Самолет заметно изменил первоначальный облик. Для обеспечения лучшей путевой устойчивости увеличен киль,
вместо двух подкосов с контрподкосами под каждой консолью установлено по одному мощному подкосу - изменена конструкция крыла, рессоры основной стойки шасси,
которое обеспечило самолету во время испытаний взлет и посадку на пахоту. В целом же "Шмель" сохранил основные свои особенности, из которых главная - применение
технологии "большой авиации" при создании СЛА.
Фюзеляж самолета - полумонокок, балочно-стрингерного типа, цельнометаллической конструкции. Состоит из носовой части (кабины) и хвостовой балки. Кабина
оборудована системой кондиционирования воздуха, имеет две двери - по правому и левому борту.
Прямое крыло с удлинением 8,56 не имеет поперечного V. Аэродинамический профиль спроектирован в ЦАГИ специально для этого самолета. В качестве механизации
используются однощелевые закрылки.
Шасси трехстоечное, с носовым колесом. Носовая стойка управляемая, рычажного типа. Основная - рессора из титанового сплава.
Горизонтальное оперение с профилем НАСА-0012 расположено на хвостовой балке, руль высоты имеет триммер.
Вертикальное оперение трапециевидной в плане формы с профилем НАСА-0009, имеет форкиль, киль и руль направления.
В силовой установке возможно использование двигателя М-18-02 или Rotax-582UL. Расположение двигателя позади центроплана создает хороший обзор из пилотской
кабины, обеспечивает обдувку винтом хвостового оперения, что позволяет сохранять его эффективность на малых скоростях.
Система электроснабжения обеспечивает питание от генератора или аккумуляторной батареи типа 21 НКБН-3,5.
Имеется дополнительный литиевый источник, рассчитанный на работу в течение двух часов в случае аварии.
На борту самолета установлен комплекс МИКБО-22Ш, позволяющий выполнять полеты днем в простых метеоусловиях
Широкое использование деталей, штампованных из листа, применение клепаных соединений, сложные формы агрегатов фюзеляжа, требующие специальной оснастки,
вынуждают обращаться при серийном производстве к мощностям предприятий авиационной промышленности. Технология ориентирована на выпуск самолета большими
партиями.
В 1989 г., когда начиналось проектирование "Шмеля", потребность Советского Союза в одноместных СЛА, предназначенных для выполнения комплекса работ в
области ПАНХ, оценивалась в 1000 самолетов.
Когда было достигнуто соглашение между ОКБ "Тайфун" и Дубненским машиностроительным заводом,
планировалось выпустить 500 машин ("Аэрокосмические новости", N8,30.08 - 2.09.1993 г.) при цене 20000-25000 USD. Накануне первого вылета Минсельхоз России подтвердил заявку на 300 самолетов. При этом цена выросла до 30000 USD с двигателем Rotax-582UL.
К середине 1990-х на Дубненском машиностроительном заводе, в структуру которого включено и КБ "Тайфун", произведена опытная серия из 5 самолетов. Именно столько машин
необходимо заказчику из Перу. К самолету в сельхозварианте проявляют интерес и в Красноярске.
С учетом средств, вложенных Роскомоборонпромом в разработку и запуск "Шмеля" в серийное производство, программа начнет приносить прибыль после продажи первых
двадцати машин.
Шмель" - не только красивый по внешнему виду самолет. Он обладает целым рядом положительных свойств. Удобная вентилируемая кабина, вместительный химбак,
безотказное шасси, высокий ресурс и относительно небольшой расход топлива дают ему преимущества на авиахимработах перед другими СЛА, в частности, по сравнению с
мотодельтапланами. Но большие по сравнению с конкурентами цена, крейсерская и рабочая скорости, длины разбега и пробега снижают потребительские свойства и
заставляют покупателей хорошо думать, прежде чем выкладывать деньги.