Spacek SD-1 Minisport
- это чешский самолет любительской постройки, разработанный Igor Špaček
и производимый компанией Spacek sro из Hodonin. Самолет также
производится в США компанией SkyCraft Airplanes из Orem, Utah как ЛСА.
Самолет предлагают в виде чертежей, набора для
постройки или же готового самолета.
SD-1
представляет собой низкоплан с Т-образным хвостовым оперением,
имеет конструкцию из дерева и углеродного волокна (детали
которой поставляются из Чехии, а в Штатах
осуществляется только сборка). Для простоты эксплуатации конструкторы
предусмотрели быстросъёмные консоли и стабилизатор, а композитные
лонжерон и нервюры позволили снизить максимальный взлетный вес машины до
240 кг, то есть его можно легко перевозить, прицепив к легковушке.
Длина самолёта - 4,3 метра,
высота – 1,2 метра, а площадь крыльев - всего 6 кв.м. С такими размерами
характеристики у одномоторника вполне взрослые – на виражах он
выдерживает перегрузки в диапазоне +4/-2g, чего с лихвой хватит для
выполнения стандартных пилотажных фигур, вроде петли Нестерова или бочки
с вариациями. К тому же, чехи позаботились и о прекрасной развесовке
самолёта, облегчив тяжелые элементы карбоновыми вставками.
Оснащается
"малютка" 4-х тактным двухцилиндровым инжекторным оппозитным двигателем
с двойной системой зажигания Hirth F-33 AS (производится в Германии)
мощностью 50 л.с. Такой производительности мотора хватает для
кратковременного разгона до 222 км/ч или продолжительного полёта на
скорости до 189 км/ч. Скороподъёмность так и вовсе самая высокая в
классе - 7 м/с. Помимо немецкого оппозитника возможно использование
любых двигателей мощностью от 24 до 50 л.с. и весом до 40 кг. Под эти
требования подходят Rotax 447, Hirth 2702, MZ201, Simonini Victor 1, 2SI
460 и др.
Впрочем,
Minisport мы рассматриваем в качестве первого самолёта, а значит, нам
куда более интересны другие характеристики, например, экономичность.
Производитель заявляет о расходе всего 6,8 литра топлива за час полёта
при крейсерской скорости. Получается, что бака должно хватить на 5 часов
и долететь мы сможем, скажем, от Москвы до Санкт-Петербурга или до
Казани. Очень не плохой результат! Второй немаловажный критерий –
посадка, а точнее её простота. Скорость сваливания машины на гладких
крыльях составляет 79 км/ч, а с выпущенными закрылками – 65 км/ч, При
этом площадка, требуемая машине для взлёта и посадки, не превышает 67
метров, но, как говорят сами, чехи, "в руках опытного пилота". Для
новичка лучше рассчитывать метров на 100.
Ещё один
немаловажный критерий – оснащенность кабины. Уже в базовом исполнении
самолёт порадует "стеклянной" панелью Dynon Skyview с функциями GPS,
синтетического видения и TCAS, радиостанцией Dynon, аварийный
радиомаяком, навигационными огнями и кожаным креслом черного цвета. Это
станет огромным шагом вперёд для того, кто пересядет на SD-1 Minisport,
например, с моторного дельтаплана. В качестве опций производитель
предлагает трёхстоечное шасси, транспондер с режимом S и баллистическую
систему безопасности (стоимостью около $3 тыс), способную спасти не
только пилота, но и самолёт. В российских условиях я бы ещё добавил
систему отопления салона и обдув фонаря, впрочем, почти любой самолёт
такого класса нуждается в индивидуализации. Наконец, немаловажным
критерием являются технические затраты. По данным производителя
межсервисный интервал немецкого двигателя составляет 1000 часов. То есть
около $4 за час полёта. Общие же операционные расходы, включая топливо и
смазочные материалы – не более $12 в час. Подобные затраты можно
сравнить лишь с "малышом" Cri-Cri Мишеля Коломбана, но тот относится к
пилотажникам лишь с большой натяжкой.
Базовая
стоимость полностью готового к полётам SkyCraft SD-1 Minisport
оценивается в $ 54 850 (около 1,75 млн рублей). Как и большинство
спортлайтов его можно приобрести в виде кит-комплекта для
самостоятельной сборки. Корпус, собранный на 51% без двигателя и
авионики, обойдется в $ 15 тыс. Немецкий мотор Hirth F-33 – $7,5 тыс. в
карбюраторном варианте или $9 тыс в инжекторном. Наконец, за базовый
комплект авиационного оборудования, о котором мы писали выше, нужно
доплатить ещё $ 4,5 тыс. В целом, самолёт, с готовым фюзеляжем,
крыльями, мотором и авионикой в качестве кит-наборов обойдется в $27
тыс. Прибавьте сюда ещё пару тысяч долларов за сборку профессионалами в
аэроклубах и настоятельно рекомендованную нами баллистическую систему за
$3 тыс. и получите финальную стоимость небольшого одноместного
спортивного самолёта, составляющую $32 тыс. или около миллиона рублей. В
завершении можно сказать, что SkyCraft SD-1 Minisport на сегодняшний
день является одним из самых интересных предложений для тех, кто хочет
открыть для себя мир спортивной авиации. "Игрушечность" этого самолёта
отразилась на невысокой базовой стоимости и очень скромных операционных
затратах, при этом оснащение и пилотажные возможности машины не уступают
и более дорогим представителям класса.
Модификации
: |
|
|
SD-1 TD |
версия с
классическим шасси, с хвостовым колесом |
SD-1 TG |
версия с
с носовым колесом. |
SD-1 TGС |
версия с
управляемым носовым колесом. |
SD-1 TD XL |
версия TD
для опытных пилотов. |
SD-1 TG XL |
версия TG
для опытных пилотов. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SD-1 |
Размах крыла, м |
6.00 |
Длина самолета, м |
4.35 |
Высота самолета, м |
1.23 |
Площадь крыла, м2 |
6.00 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
110 |
максимальная взлетная |
240 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hirth F33 |
Мощность, л.с. |
1 х 28 |
Максимальная скорость, км/ч |
210 |
Крейсерская скорость, км/ч |
158 |
Практическая дальность, км |
925 |
Скороподъемность, м/мин |
180 |
Практический потолок, м |
|
Макс. эксплуатационная перегрузка |
4 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп.
информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|