19 августа
2009 года совершил свой первый полет легкий многоцелевой самолет
Shark (Акула). Построила
его словацкая фирма Shark Aero s.r.o. из городка Senica на западе
Словакии. Конструктора - Jaroslav Dostál и Vlado Pekár.
Shark
представляет собой двухместный низкоплан, оснащенный двигателем
Rotax 912UL мощностью 100 л.с. (75 кВт).
Спроектирован соответствовать как европейской категории UL, так и
американской категории LSA. Конструкция выполнена из композиционных
материалов на основе стекло- и углепластикового волокна, с заполнителем
из кевларовых сот и пены ПВХ между панелями сэндвича.
Крыло
сложной формы в плане, передняя кромка сочетает линейные и криволинейные
участки (внешняя по размаху секция выполнена с эллиптической передней
кромкой), задняя кромка линейная. Конструктивно двухлонжеронное, на
задний вспомогательный лонжерон (60% хорды крыла) навешены закрылки и
элероны. Закрылок однощелевой, завешенный на трех петухах каждый (на
рельсах был бы чище обвод крыла, но узлы навески были бы тяжелей). Киль
и подфюзеляжный гребень вместе стилизованы под хвостовой плавник акулы
имеют криволинейную форму, изготавливаются заедино с фюзеляжем.
Горизонтальное оперение слегка стреловидное и может демонтироваться для
транспортировки, руль высоты снабжен триммером с электроприводом.
Фюзеляж
монококовой конструкции изготавливается вместе с спинками сидений, полом
кабины, приборными панелями. Экипаж размещен тандемом, фонарь кабины
откидывается вбок единым агрегатом. За кокпитом вместительный багажный
отсек, в верху гаргрота размещен баллистический спасательный парашют.
Оба места в кабине оснащены управлением с боковой ручкой. Шасси убираемо
в модификации Shark UL
(модификация Shark LS с неубираемым шасси), с гидравлическими тормозами,
колесами Beringer и электрическим механизмом
уборки.
Уникальная
парашютная спасательная система самолета (ПСС) Galaxy была разработана
специально для самолета Shark, с целью обеспечения активной безопасности
экипажа в случае аварийной ситуации во время полета.
ПСС основана на принципе активизации пиропатронов,
которые выстреливают парашют, после чего сам самолет вместе с экипажем
благополучно садится на землю.
На
приборной панели многофункциональные дисплеи EFIS-SkyView и EMS D-120
цифровой авионики Dynon, дополнительные альтиметр и указатель скорости с
стрелочной индикацией, датчик уровня топлива, GPS, трансивер и
транспондер, панель управления закрылками (4 позиции) и шасси. Второе
место более бедно оборудованием, но EFIS-SkyView и панели управления
механизацией/шасси дублируется.
В настоящее
время в эксплуатации до двух десятков бортов. 30 июня 2015 года самолет
достиг скорости 303 км/ч, что было зарегистрировано FAI как рекорд
скорости в его классе. Стоимость самолета составляет 120000 евро + VAT
(налог на добавочную стоимость).