Небольшой рассказ о небольшом самолете, разработанным Джоном Бриттеном, чье имя упоминалось в истории NAC-6
Fieldmaster. Имя "John Britten" - первое слагаемое в названии фирмы Britten-Norman, чьим творением является самый продаваемый британский самолет в послевоенное
время: Britten-Norman Islander, и сделанные на его основе Defender и Trislander.
Бриттен считался квалифицированным и авторитетным конструктором, видимо поэтому когда в феврале 1976 года
он уходит из Britten-Norman и основывает (на острове Уайт, аэродром Бембридж) свою компанию к нему на помощь приходят настоящие тяжеловесы британской
авиаиндустрии, чьи имена скрупулезно перечисляются в заметках о самолете в английских авиажурналах: John Allan - экс-главный конструктор Handley Page и
Britten-Norman; Denis Berryman - с чьим участием создавался "Исландер"; Maurice Brennan - главный конструктор Saunders-Roe, Folland, Avro, ...; Ron Dack,
работал на больших должностях в Miles и Britten-Norman и еще несколько столь же авторитетных людей. Настоящая суперкоманда! Которая разрабатывает... нет,
не дримлайнер и не прорывной боевой самолет, а мелкий, хоть и симпатичный, двухмоторный аэропланчик Britten SA-1 Sheriff.
В июле 1977 случается трагедия - еще молодой (48 лет) Джон Бриттен умирает от сердечного приступа. Но дело
его живет - работы продолжает младший брат Robin Britten. Личность тоже известная, но в совершенно другой области - он долгое время был продюсером "классической"
британской рок-группы The Hollies. В компании рассчитывают что для запуска проекта требуется 1 млн. фунтов стерлингов, так же называлась сумма
550тыс.фунтов требуемая для строительство прототипа, его испытаний и сертификации. "Шериф" позиционировался
как двухместный самолет безопасного (за счет двух моторов) обучения начинающих пилотов с неубираемым шасси. Более продвинутый вариант комплектации
включал: еще два места, дополнительное приборное оборудование, двигатели того же типа но другой модификации с чуть большей мощностью, винт постоянной
скорости вращения (constant-speed propeller) вместо фиксированного, и убираемое шасси. Он мог использоваться как воздушное такси, бизнес-самолет и т.д.
Цена в базовой комплектации - 25тыс.ф., в 4хместной - 29,3тыс.ф. Расчет был таков: студент (по статистике того времени ему около 40 лет) учится летать
на базовом самолете, а для себя и своей семьи затем покупает "дорогую" версию. Конструкция
цельнометаллическая исключая носовой колпак из пластмассы, двигатели - два поршневых Lycoming O-235, в дальнейшем возможно применение Rolls-Royce
IO-368. Крыло однолонжеронное, топливные баки - в крыле, хвостовая часть - четырехлонжеронная. Багажный отсек был сделан намеренно небольшим - дабы не
вводить в искус владельцев и не перегружать самолет. Нестандартное размещение двух пассажиров - они сидели спинами к пилоту и сидящему рядом первому
пассажиру, объяснялось тем что так для их ног было больше места - они могли их вытянуть в пустую хвостовую часть, а также лучше обзор и больше
возможностей пообщаться с пилотом и его соседом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SA-1 |
Размах крыла, м |
10.06 |
Длина, м |
6.98 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
13.94 |
Масса, кг |
|
пустого |
797 |
максимальная взлетная |
1202 |
Тип двигателя |
2 ПД Lycoming O-235-L2C |
Мощность, л.с. |
2 х
112 |
Макс. скорость пикирования, км/ч |
241 |
Крейсерская скорость, км/ч |
235 |
Практическая дальность, км |
1005 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
366 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|