Сигма-5 - лёгкий двухместный многоцелевой самолёт. Разработан ООО "Сигма", г. Жуковский Московской области, главный конструктор Сергей Игнатьев.
Первый полет самолета состоялся 5 января 2010 года. Самолет Сигма-5 предназначен
для учебных и тренировочных полетов, для авиатуризма, патрулирования, и других
полетов неакробатического применения, при которых разрешены любые маневры,
необходимые для выполнения нормального полета и при которых угол крена не
превышает 60 градусов.
Самолет представляет собой двухбалочный низкоплан нормальной схемы с силовой
установкой с толкающим воздушным винтом, расположенной позади кабины. Основным
силовым элементом самолета является центроплан, к которому крепятся консоли
крыла, хвостовые балки, стойки основного шасси и кабина.
Центроплан крыла и хвостовые балки выполнены из металла. Центроплан
прямоугольной формы в плане представляет собой клепаную кессонную конструкцию и
содержит герметичный отсек для топлива. Центральная часть крыла оснащена
выдвижным щелевым закрылком, изготовленным из стеклопластика. Консоли крыла
выполнены с сужением, изготовлены из стеклопластика. Панели крыла и стенка
лонжерона имеют трехслойную конструкцию с пенопластовым заполнителем. Консоли
крыла оснащены выдвижными щелевыми закрылками и элеронами, изготовленными из
стеклопластика.
Горизонтальное оперение установлено между балок в их хвостовой части, содержит
прямоугольные на виде в плане стабилизатор и руль высоты. Вертикальное оперение
состоит из двух килей с установленными на них рулями направления. Все элементы
оперения изготовлены из стеклопластика трехслойной конструкции. Руль высоты
имеет весовую балансировку и оснащен триммером. На нижней поверхности балок в их
хвостовой части установлены фальшкили с подрессоренными хвостовыми
предохранительными опорами.
Кабина экипажа с тандемным расположением сидений пилотов изготовлена из
стеклопластика, содержит силовой каркас из шпангоутов и продольной балки
коробчатого сечения. На балке крепятся сидения экипажа, внутри балки проходят
элементы управления. Кабина оснащена фонарем из акрилового оргстекла,
открывающимся вправо. Для посадки экипажа в кабину с левой стороны кабины
установлена телескопическая убирающаяся подножка. Переднее сидение имеет
регулировку положения в продольном направлении и по наклону, заднее сидение
может откидываться вперед для обеспечения доступа к багажному отсеку. Система
управления сдвоенная, педали имеют индивидуальную регулировку под рост летчика.
Проводка управления рулем высоты, рулями направления и элеронами жесткая,
состоит из трубчатых тяг, валов и качалок. Управление закрылками осуществляется
с помощью электромеханизма.
Шасси самолета трехопорное с носовым колесом, убирающееся. Главные стойки шасси
имеют рычажную конструкцию, оснащены жидкостно-газовыми амортизаторами. Основные
колеса оборудованы дисковыми тормозами с гидравлическим приводом. Передняя
стойка шасси рессорного типа, носовое колесо управляемое. Уборка шасси
производится с помощью электромеханизмов. При убранном положении колеса основных
опор шасси выступают снизу из обтекателей примерно на 70 мм, что позволяет
совершить посадку без повреждений конструкции самолета в случае посадки с
убранным шасси.
Силовая установка – поршневой двигатель ROTAX-912ULS с трехлопастным воздушным
винтом изменяемого шага. Мощность двигателя – 100 л. с. при 5800 об/мин.
Двигатель, согласно авиационым нормам, имеет дублированную систему зажигания и
встроенный бензонасос.
Особенностью самолета, определяющей выбор его компоновочной схемы, является
возможность быстрого складывания консолей крыла путем поворота их вверх - назад
относительно наклонной оси, что обеспечивает удобство его транспортировки и
хранения. Складывание крыла производиться вручную одним человеком без применения
инструмента. Консоли в сложенном положении опираются на специальные подкосы,
которые одним концом крепятся к узлам на верхней стороне хвостовых балок, а
вторые концы этих подкосов со сферическими наконечниками с лысками вставляются в
специальные гнезда на верхней поверхности консолей крыла. При раскладывании
крыла в полетную конфигурацию происходит автоматическая стыковка систем
управления элеронами и закрылками.
При перевозке самолета путем буксировки его за автомобилем к носовой части
самолета монтируется специальное сцепное устройство, а передняя стойка шасси
убирается. Для большей компактности самолета при движении по дороге возможно
дополнительное складывание закрылков консолей крыла поворотом их задней кромкой
вверх. Самолет оборудован огнями автомобильного типа, установленными в хвостовой
части. В передней части обтекателей основных стоек шасси установлены фары.
Самолет может оборудоваться быстродействующей парашютной системой (БПС), винтом
изменяемого шага (ВИШ), дополнительными приборами или целевой аппаратурой по
согласованию с заказчиком.
Проект самолета разработан в соответствии с европейскими нормами JAR VLA.
Самолет Сигма-5 изготовлен КБ "Сигма" и первый раз поднят в воздух в 2010г.
Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты в простых
метеоусловиях в светлое время суток по правилам визуальных полетов (ПВП).
Самолет может эксплуатироваться во всех климатических зонах в диапазоне
температур окружающего воздуха от –25 до + 40 ОС. Могут использоваться грунтовые
ВПП или ВПП с твердым покрытием длиной не менее 300 м.