Уголок неба ¦ Rutan SkiGull

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   SkiGull
       
Разработчик: Rutan
Страна: США
Первый полет: 2015
Тип: Легкий многоцелевой самолет-амфибия
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 2011 г. в возрасте 68 лет Берт Рутан (Burt Rutan) ушел на пенсию, покинув созданную им компанию Scaled Composites. Оставаясь учредителем Stratolaunch Systems, он продолжал участвовать в космических проектах, но времени у него все же стало больше. Кроме того, появилась возможность перебраться из пустыни, в которой он прожил почти 40 лет, в местность, более комфортную для жизни. Он переехал вместе с женой Тоней (Tonya) на побережье озера Кер-д'Ален (Coeur d'Alene) в Айдахо, на 1500 км севернее пустыни Мохаве. Огромное озеро среди лесистых холмов - отличное место для отдыха, спокойной жизни и занятий любимым гольфом... .

Но прошло четыре года и Рутан, отступив от давней традиции не объявлять о своих проектах, пока не начнутся летные испытания, устроил 25 июля 2015 г. на слете в Ошкоше презентацию гидросамолета-амфибии SkiGull (каламбур слов "чайка на лыжах" и "небесная чайка"). Более 300 авиаторов, собравшихся в зале, с удивлением рассматривали слайды с изображением двухместного подкосного высокоплана с двигателем Rotax 912iS, T-образным оперением и, казалось бы, привычными жабрами, о котором рассказывал конструктор, совсем недавно разработавший суборбитальные космические системы. Что это? Шаг назад?

Не спешите с выводами. Рутан не был бы Рутаном, если бы он спроектировал обычную амфибию.

Наверное, нет ничего удивительного в том, что гидросамолеты проектируют авиаторы, живущие рядом с реками, озерами или морями. Очевидно, что в пустыне вряд ли приходят мысли о взлете с воды. Поселившись на озере, Рутан не мог смириться с тем, что для того чтобы полетать, надо ехать на аэродром, когда рядом находится отличное пространство для взлета и посадки. Выступая в Ошкоше, он признался: "Я работал в аэропортах с 1965 года и понял, что они мне не нравятся!". Надо вспомнить также, что для многих американцев, отошедших от активных дел, путешествия становятся частью их жизни. В общем, Берт и Тоня решили путешествовать на собственном самолете и иметь возможность приземляться (приводняться) там, где захочется. Чтобы исполнить эту мечту, Тоня получила лицензию пилота гидросамолета, а Берт спроектировал амфибию, на которой они вдвоем могут перелететь без посадки с озера Кер-д'Ален на Гаваи.

Рутан признался, что концепцию нового гидросамолета он подсмотрел в сверхзвуковом истребителе "Морской дротик" (Sea Dart F2Y) фирмы Convair, взлетевшем впервые в апреле 1953 г. В конце 40-х годов в США строили стратегический реактивный бомбардировщик Martin P6M SeaMaster, который должен был взлетать с моря, тем самым оставаясь менее уязвимым для противника. Для сопровождения этого носителя ядерного оружия и создавали истребители Sea Dart. Характерной их особенностью было использование гидролыж для взлета и посадки на глиссировании. В неподвижном состоянии или на малой скорости самолет удерживался на воде за счет водоизмещения корпуса, задняя кромка крыла была на уровне ватерлинии. На разбеге при достижении скорости 16 км/ч из фюзеляжа выпускались две лыжи, благодаря которым самолет выходил на глиссирование и отрывался от воды. После взлета лыжи подтягивались к корпусу и не создавали в полете дополнительного сопротивления.

Такое решение позволяло гидросамолету иметь почти обычный фюзеляж сухопутного самолета, который, в отличие от изуродованного реданами и скулами корпуса гидросамолета, не создавал лишнего сопротивления.

Эту идею Рутан и положил в основу концепции своего дальнего гидросамолета. Если внимательно рассмотреть SkiGull, можно убедиться в том, что его корпус имеет аэродинамически чистую форму, свободную от линий, необходимость которых диктует гидродинамика. Но если присмотреться внимательно, носовая часть корпуса адаптирована к движению по воде.

Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление, конструктор минимизировал площадь миделя, разместив экипаж друг за другом. Крыло-парасоль большого удлинения удалено от воды и установлено на пилоне над кабиной. Для хранения и транспортировки консоли крыла складываются вдоль корпуса. Силовая установка с двигателем Rotax 912iS не так проста, как кажется. Рутан использовал два электродвигателя мощностью по 12 л.с. (8,9 кВт) каждый, соединенные с валом воздушного винта, которые включаются на взлете для увеличения стартовой мощности, а также могут быть использованы для руления по воде и швартовки или для движения по сухопутному аэродрому. Надо отметить, что во время презентации конструктор очень восторженно отозвался о двигателе с турбоанндувом Rotax 915iS мощностью 135 л.с., который также был представлен на слете AirVenture Oshkosh 2015. Рутан рассчитывает, что с этим мотором его амфибия будет летать выше и дальше.

Для того чтобы улучшить летные характеристики, конструктор разместил на крыле прямо за двигателем закрылок Фаулера, занимающий 44% хорды крыла. Для уменьшения индуктивного сопротивления закон-цовки крыла представляют собой небольшие винглеты.

Для руления по воде киль имеет развитую форму под корпусом и небольшой руль для управления самолетом в погруженном положении.

Прежде чем начать постройку самолета, конструктор исследовал свой тримаран на озере на модели, установленной перед катером. Испытания показали, что боковые жабры обеспечивают необходимую остойчивость на воде, а гидравлика позволяет выпускать лыжи и эффективно выводить самолет на глиссирование.

Чтобы самолет стал настоящей амфибией, на лыжах установили четыре колеса диаметром 10 см (4 дюйма) каждое. Рутан утверждает, что вместе с лыжами они позволят приземляться не только на воду и твердый грунт, но и на траву.

SkiGull изготовлена из композиционных материалов с минимумом металлических деталей, что позволяет эксплуатировать ее на море, не опасаясь коррозии. Прочность корпуса такова, что он может выдерживать перегрузки от удара волны до 10G, что также ориентировано на взлет и посадку на море. Кроме того, гидравлика, которая выпускает и убирает лыжи, делает посадку мягче.

Амфибия была изготовлена группой энтузиастов в гараже, принадлежащем Рутану, как когда-то в 1968 г. он собрал свой первый самолет VariViggen.

24 ноября 2015 г. летчик-испытатель Глен Смит (Glenn Smith) совершил первый полет на "Лыжной чайке" (SkiGull). В течение 1 часа 48 минут он летал, проверяя устойчивость и управляемость самолета на разных режимах, и пришел к заключению, что амфибия соответствует ожиданиям. После приземления он признался, что самолет порадовал его своими характеристиками. Смит специально выпустил лыжи в полете, чтобы можно было увидеть, как выглядит "изюминка" очередного самолета Рутана. Испытания продолжаются и, возможно, в недалеком будущем мы узнаем, сбылась ли мечта Берта и Тони о восьмимесячном путешествии на амфибии по странам и континентам, озерам, рекам и морям.






 ЛТХ:
Модификация   SkiGull
Размах крыла, м   9.98
Длина самолета,м   7.40
Высота самолета,м   2.54
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого   350
  взлетная   570
Тип двигателя   1 ПД Rotax 912iS
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч   350
Крейсерская скорость, км/ч   315
Практическая дальность, км   920
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   4800
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SkiGull     (c) burtrutan.com
 SkiGull   (c) burtrutan.com
 SkiGull   (c) burtrutan.com
 SkiGull   (c) burtrutan.com
 SkiGull   (c) burtrutan.com

 



 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2016-02. Сергей Арасланов. Самолеты Рутана
Nplus1.ru. Василий Сычёв. Создан пригодный для посадки на любой поверхности самолет
Popmech.ru. Тим Скоренко. Самолёт дня: Rutan SkiGull
Burtrutan.com. SkiGull


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: