В 2011 г. в возрасте 68 лет Берт Рутан (Burt Rutan) ушел на пенсию, покинув созданную им компанию
Scaled Composites. Оставаясь учредителем Stratolaunch Systems, он продолжал
участвовать в космических проектах, но времени у него все же стало больше. Кроме
того, появилась возможность перебраться из пустыни, в которой он прожил почти 40
лет, в местность, более комфортную для жизни. Он переехал вместе с женой Тоней
(Tonya) на побережье озера Кер-д'Ален (Coeur d'Alene) в Айдахо, на 1500 км
севернее пустыни Мохаве. Огромное озеро среди лесистых холмов - отличное место
для отдыха, спокойной жизни и занятий любимым гольфом... .
Но прошло четыре года и Рутан, отступив от давней традиции не объявлять о своих
проектах, пока не начнутся летные испытания, устроил 25 июля 2015 г. на слете в
Ошкоше презентацию гидросамолета-амфибии SkiGull (каламбур слов "чайка на
лыжах" и "небесная чайка"). Более 300 авиаторов,
собравшихся в зале, с удивлением рассматривали слайды с изображением
двухместного подкосного высокоплана с двигателем Rotax 912iS, T-образным
оперением и, казалось бы, привычными жабрами, о котором рассказывал конструктор,
совсем недавно разработавший суборбитальные космические системы. Что это? Шаг
назад?
Не спешите с выводами. Рутан не был бы Рутаном, если бы он спроектировал обычную
амфибию.
Наверное, нет ничего удивительного в том, что гидросамолеты проектируют
авиаторы, живущие рядом с реками, озерами или морями. Очевидно, что в пустыне
вряд ли приходят мысли о взлете с воды. Поселившись на озере, Рутан не мог
смириться с тем, что для того чтобы полетать, надо ехать на аэродром, когда
рядом находится отличное пространство для взлета и посадки. Выступая в Ошкоше,
он признался: "Я работал в аэропортах с 1965 года и понял, что они мне не
нравятся!". Надо вспомнить также, что для многих американцев, отошедших от
активных дел, путешествия становятся частью их жизни. В общем, Берт и Тоня
решили путешествовать на собственном самолете и иметь возможность приземляться
(приводняться) там, где захочется. Чтобы исполнить эту мечту, Тоня получила
лицензию пилота гидросамолета, а Берт спроектировал амфибию, на которой они
вдвоем могут перелететь без посадки с озера Кер-д'Ален на Гаваи.
Рутан признался, что концепцию нового гидросамолета он подсмотрел в
сверхзвуковом истребителе "Морской дротик" (Sea Dart F2Y) фирмы Convair,
взлетевшем впервые в апреле 1953 г. В конце 40-х годов в США строили
стратегический реактивный бомбардировщик Martin P6M SeaMaster, который должен
был взлетать с моря, тем самым оставаясь менее уязвимым для противника. Для
сопровождения этого носителя ядерного оружия и создавали истребители Sea Dart.
Характерной их особенностью было использование гидролыж для взлета и посадки на
глиссировании. В неподвижном состоянии или на малой скорости самолет удерживался
на воде за счет водоизмещения корпуса, задняя кромка крыла была на уровне
ватерлинии. На разбеге при достижении скорости 16 км/ч из фюзеляжа выпускались
две лыжи, благодаря которым самолет выходил на глиссирование и отрывался от
воды. После взлета лыжи подтягивались к корпусу и не создавали в полете
дополнительного сопротивления.
Такое решение позволяло гидросамолету иметь почти обычный фюзеляж сухопутного
самолета, который, в отличие от изуродованного реданами и скулами корпуса
гидросамолета, не создавал лишнего сопротивления.
Эту идею Рутан и положил в основу концепции своего дальнего гидросамолета. Если
внимательно рассмотреть SkiGull, можно убедиться в том, что его корпус имеет
аэродинамически чистую форму, свободную от линий, необходимость которых диктует
гидродинамика. Но если присмотреться внимательно, носовая часть корпуса
адаптирована к движению по воде.
Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление, конструктор минимизировал
площадь миделя, разместив экипаж друг за другом. Крыло-парасоль большого
удлинения удалено от воды и установлено на пилоне над кабиной. Для хранения и
транспортировки консоли крыла складываются вдоль корпуса. Силовая установка с
двигателем Rotax 912iS не так проста, как кажется. Рутан использовал два
электродвигателя мощностью по 12 л.с. (8,9 кВт) каждый, соединенные с валом
воздушного винта, которые включаются на взлете для увеличения стартовой
мощности, а также могут быть использованы для руления по воде и швартовки или
для движения по сухопутному аэродрому. Надо отметить, что во время презентации
конструктор очень восторженно отозвался о двигателе с турбоанндувом Rotax 915iS
мощностью 135 л.с., который также был представлен на слете AirVenture Oshkosh
2015. Рутан рассчитывает, что с этим мотором его амфибия будет летать выше и
дальше.
Для того чтобы улучшить летные характеристики, конструктор разместил на крыле
прямо за двигателем закрылок Фаулера, занимающий 44% хорды крыла. Для уменьшения
индуктивного сопротивления закон-цовки крыла представляют собой небольшие
винглеты.
Для руления по воде киль имеет развитую форму под корпусом и небольшой руль для
управления самолетом в погруженном положении.
Прежде чем начать постройку самолета, конструктор исследовал свой тримаран на
озере на модели, установленной перед катером. Испытания показали, что боковые
жабры обеспечивают необходимую остойчивость на воде, а гидравлика позволяет
выпускать лыжи и эффективно выводить самолет на глиссирование.
Чтобы самолет стал настоящей амфибией, на лыжах установили четыре колеса
диаметром 10 см (4 дюйма) каждое. Рутан утверждает, что вместе с лыжами они
позволят приземляться не только на воду и твердый грунт, но и на траву.
SkiGull изготовлена из композиционных материалов с минимумом металлических
деталей, что позволяет эксплуатировать ее на море, не опасаясь коррозии.
Прочность корпуса такова, что он может выдерживать перегрузки от удара волны до
10G, что также ориентировано на взлет и посадку на море. Кроме того, гидравлика,
которая выпускает и убирает лыжи, делает посадку мягче.
Амфибия была изготовлена группой энтузиастов в гараже, принадлежащем Рутану, как
когда-то в 1968 г. он собрал свой первый самолет VariViggen.
24 ноября 2015 г. летчик-испытатель Глен Смит (Glenn Smith) совершил первый
полет на "Лыжной чайке" (SkiGull). В течение 1 часа 48 минут он летал, проверяя
устойчивость и управляемость самолета на разных режимах, и пришел к заключению,
что амфибия соответствует ожиданиям. После приземления он признался, что самолет
порадовал его своими характеристиками. Смит специально выпустил лыжи в полете,
чтобы можно было увидеть, как выглядит "изюминка" очередного самолета Рутана.
Испытания продолжаются и, возможно, в недалеком будущем мы узнаем, сбылась ли
мечта Берта и Тони о восьмимесячном путешествии на амфибии по странам и
континентам, озерам, рекам и морям.