Историю создания самолета Sky Arrow трудно назвать типичной для
"китовой" авиации. Хотя бы потому, что создавался он солидной аэрокосмической
компанией, основанной еще в 1947 г. в г.Triest, недалеко от Рима. Тогда она
носила название Meteor S.p.A. и занималась производством быстроходных катеров и
легких самолетов серии Meteor. Именно существенные наработки в этой области и
сыграли свою роль в вовлечении компании в военные проекты по производству
беспилотных летательных аппаратов и радиоуправляемой наземной и морской техники.
Она быстро заняла лидирующее положение в этом секторе техники. К слову сказать,
Meteor S.p.A. стала первой подобной компанией Италии, созданной после окончания
Второй Мировой войны.
В 1986 г. компания сменила свое название на Industriali
Italiane S.p.A. или сокращенно "3I". Наличие постоянных заказов армии и
правительства долгое время позволяло компании обходиться без посторонних
источников доходов. Однако события в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов
существенно изменили политическую ситуацию в мире, и военная тема стала
понемногу угасать. Вот тут-то и вспомнили о былом опыте создания гражданской
техники. В результате конверсии было создано подразделение Arrow S.r.I, которое
и занялось разработкой и последующим производством самолетов серии Sky Arrow и
скоростных 10-, 12- и 15-метровых катеров.
Впервые прототип Sky Arrow поднялся в воздух в 1992 г. Первоначально его
предполагалось поставлять на европейский рынок как готовый ультралайт. Однако
ограничение рынка сбыта пределами Европы существенно сократило бы возможные
объемы продаж. А в тех же США, традиционно бездонном рынке для любой авиационной
техники, категория микролайтов, в которой и предлагался Sky Arrow, находится
где-то между самыми маленькими легкими самолетами и "тряпколетами", которые по
классификации FAA вообще не являются самолетами. Для этого рынка требовались
некоторые изменения в самой концепции Sky Arrow.
И вот в 1994 г. специально для
завоевания этого рынка в Сан-Диего (США, Калифорния) была создана дочерняя
компания, Pacific Aerosystem Inc., которая и занялась производством "китов"
специально для североамериканского региона. Впервые продукция этой фирмы - Sky
Arrow 1450L - была представлена на фестивале ассоциации экспериментальной
авиации EAA Oshkosh-94. Именно для продаж в США, в соответствии с требованиями
FAA к экспериментальным самолетам (51 % самостоятельной сборки), была
разработана эта "китовая" версия. Самолеты Pacific Aerosystem можно отличить уже
по названию: цифры в обозначении указывают на максимальный взлетный вес в
килограммах для ультралайтов итальянского производства и в футах - американского.
Для проникновения на северо-американский рынок, где Sky Arrow попадает в
Канадскую категорию advanced ultralight со взлетным весом 480 кг, был затеян
весь процесс сертификации. В середине 90-х самолет был сертифицирован по
правилам JAR/VLA для дневных (визуальных) полетов с использованием
сертифицированной по JAR 33 мотопланерной версии двигателя Rotax 912. Эта
сертификация открыла двери для получения сертификата FAA в Primery Category
класса спортивных самолетов. Однако "киты" обладают существенным преимуществом в
цене, поэтому на рынок поставляются как сертифицированные версии, так и наборы.
Независимо от статуса самолетов все они изготавливаются из одних и тех же
компонентов. Сегодня самолет имеет национальные сертификаты многих стран, в том
числе Италии (Registro Aeronautico Italiano - RAI), Великобритании (UK CAA),
Германии (Luftfahrt Bundesamt - LBA), США (Federal Aviation Administration - FAA).
Самолет Sky Arrow сделан из углепластика. Его фюзеляж
является несущим. Этот аппарат принадлежит к весовой категории ультра-лайтов,
вес пустого - 280 кг. Самолет снабжен силовой установкой Rotax. Существуют
вариации с различной мощностью двигателя, на нашем самолете установлен двигатель
самой минимальной мощности - 80 л. с.
Самолет обладает очень хорошими
характеристиками и нужен тем, кто хочет сделать свои первые шаги в небо. Кабина
- тандем, удобно летать с инструктором, потом совершать самостоятельные полеты.
Очень большой угол обзора - 300 градусов.
Крылья съемные. К самолету прилагается тележка для перевозки автомобилем. Это
очень удобно. Расход топлива - 18 литров на час полета. Используется
автомобильный бензин АИ-95. Есть амфибийный вариант.
Самолеты Sky Arrow используют не только как учебные, спортивные аппараты, но и
для наблюдения за местностью и проведения исследований окружающей среды.
Компания 3I производила следующие
варианты самолета:
650 TC (TCN) - сертификат JAR/VLA NNo. А343 от 29 марта 1996 г. Имеет
сертификаты нескольких стран (США, Австралия, Италия, Великобритания, Германия)
для дневных/ночных полетов по правилам VFR (правила визуальных полетов).
Собранный из набора самолет подпадает под категорию экспериментального при
соотношении сборки 49/51%. "Китовая" версия была создана для удовлетворения
желания "самодельщиков" иметь такой самолет как 650 TCN с двигателями Rotax 912
и 914. Собранный из "кита" самолет по своим ЛТХ ничем не отличается от
сертифицированной версии, однако сертифицированный можно использовать для ночных
визуальных полетов и полетов по приборам.
"Кит" может поступать как с металлическим крылом и горизонтальным оперением,
так и с полностью собранными углепластиковыми агрегатами, которые
устанавливаются на сертифицированную версию. Собранный из "кита" самолет носит
название Sky Arrow 1450L, в то время как сертифицированная версия называется
650TC или TCN (цифры в обозначении самолета соответствуют максимальному
взлетному весу: для готовых самолетов - в килограммах, для "китов" - в футах,
символ "C" указывает на наличие сертификата).
26 апреля 1996 г. FAA подтвердило соответствие "кита" требованиям 49/51%.
Однако следует иметь в виду, что, заказывая слишком много опций, можно не
набрать 51 % самостоятельной сборки.
На самолет установлен сертифицированный по FAR 33 Rotax 912F максимальной
мощностью 81 л.с. Передаточное число редуктора 1:2,2727. К двигателю
устанавливаются один внешний и один внутренний генераторы. В отличие от
предыдущих моделей 650Т оснащен сертифицированным по FAR 35 двухлопастным винтом
постоянного шага.
Самолет испытан на перегрузки +5,7/-2,8 g при температуре 54 гр.С. Mожет
оснащаться Rotax 914 мощностью 100 л.с. с винтом регулируемого в полете шага
Tonini GT-2/166/145FW/101-SLPC с диаметром 166 мм и углом поворота лопасти 22
град или Hoffman HO (TC P26NE) с диаметром 167 мм и углом поворота лопасти 21 гр.
1200 LC - поставляется в варианте кита, сертифицирован в Primary Category
спортивных самолетов. Предназначен исключительно для американского рынка. Имеет
сертификат FAA по канадским правилам TC 10141. Может оснащаться поплавками.
Двигатель Rotax 912 UL.
1310 SP - морская версия 1200 LC.
450Т - не сертифицирован. Двигатель Rotax 912 UL. Самолет предназначен для
спортивных полетов, а также для выполнения учебных полетов и авиационных работ.
По своей аэродинамике и геометрии самолет идентичен сертифицированному 650 ТС/TCN,
выпускаемому на этом же предприятии. Самолет попадает в категорию ультралайтов,
что в Италии позволяет избежать общения с сертификационными органами (Registro
Aeronautico Italiano). 450Т строился и испытывался в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к категории "advanced ultralight airplane" в соответствии с
Канадским стандартом ТР 10141 от 2 февраля 1988 г. Двигатель оппозитный
четырехцилиндровый четырехтактный Rotax 912 UL мощностью 81 л.с. с водяным
охлаждением головки цилиндров и воздушным охлаждением цилиндров, дублированным
зажиганием, двумя карбюраторами. Двигатель не сертифицирован. Передаточное число
редуктора 1:2,2727. Винт двухлопастной, постоянного шага, не сертифицирован.
480T (TS) - TP10141. Аналогичен предыдущему. Предназначен для стран, где
максимальный взлетный вес ультралайта ограничен 480 кг. Отличается от
предыдущего двигателем Rotax 912 ULS мощностью 98 л.с. 5800 об/мин. Передаточное
число редуктора 1:2,4286.
500T - аналогичен 450 и 480, предназначен для французского рынка, где по
Dossier Technique, утвержденному Министерством гражданской авиации, взлетный вес
ультралайта ограничивается 500 кг.
Все самолеты могут поставляться в варианте "кита".
В 2008 году компания 3I обанкротилась.
А с 2012 года все правда на производство самолетов выкупила другая итальянская
компания - Magnaghi Aeronautica из Неаполя. Сейчас в производстве находятся
версии 650TCS (VFR, взлетная масса 650 кг), 650TCNS (VFR Night), 710RG
(710 кг и убирающимся шасси), 710 PLUS (более 710 кг и фиксированным шасси) и 650
ERA (версия для мониторинга окружающей среды).