Чехия, вероятно, является мировым лидером по числу малых авиационных
предприятий на душу населения. В короткий срок чешские самолетостроители,
работавшие ранее в большой авиации, освоили проектирование и выпуск
конкурентоспособной легкой и сверхлегкой авиатехники, которую сегодня можно
увидеть в аэроклубах практически всех стран мира.
Разумеется, объяснить такую концентрацию проектно-производственных фирм только
существованием давних традиций конструкторской школы авиастроения, одной из
старейших в мире, невозможно. Очевидно, это следствие комплекса причин, среди
которых можно назвать и традиционно высокую культуру машиностроения в Чехии, и
уже вековой опыт авиастроения, в частности. И, наверное, не последнее место в
этом комплексе занимают действительно демократические, благоприятные условия для
развития в стране авиации общего назначения и малого авиастроительного бизнеса.
Уже давно стало аксиомой: если нет возможности свободно летать, нет смысла и
строить. И наоборот.
Ярким представителем нового чешского авиастроения является компания Skyleader
Aircraft.
История компании уходит корнями в начало 90-х годов, когда была создана первая
концепция современного четырехместного самолета. Эта машина под обозначением Z90
была разработана для замены серийных Z40 компании Moravan. Z90 также имел более
легкий вариант - TP41, его исследование проводилось в Институте Аэрокосмической
Техники (ИАТ).
Существовавшие в тот момент в стране экономические и организационные условия
повлекли за собой некоторые иррациональные изменения в чешской авиационной
промышленности и, следовательно, воспрепятствовали реализации проекта Z90. Тем
не менее, концепция современного цельнометаллического самолета уже была создана.
Когда появились условия для возобновления авиастроения, главный конструктор
Антонин Пистек (Antonin Pistek) с энтузиазмом воспользовался возможностью
разработать сверхлегкий вариант самолета Z90 или TP41 как член профессиональной
команды Kappa 77. Большинство ее работников пришли из компании Jilhavan,
входившей в состав бывшего Авиационного холдинга.
Поэтому неудивительно, что разработка самолета была выполнена очень быстро, и
его прототип был готов уже через год после того, как начаты проектные работы.
Технические требования к этому самолету были строго определены с самого начала
проектных работ. Прежде всего, самолет должен быть оснащен убирающимся шасси,
приспособленным для эксплуатации на грунтовых и травяных взлетно-посадочных
полосах. Необходимо было добиться превосходства характеристик, таких как
минимальная скорость срыва, которая привела к необходимости использования
закрылков Фаулера с учетом концепции в целом и требований аэродинамики. С
технологической точки зрения самолет был выполнен из очень тонких сборных
дюралевых панелей, соединенных при помощи потайных заклепок. Были разработаны
встроенные (интегральные) топливные баки и применены многие другие решения,
найденные при реализации этого проекта, которые полностью соответствовали
высоким классам авиации общего назначения.
После первого полета сразу стало очевидным, что прогнозируемые параметры
достигнуты. KP-2U Sova был показан на Jihlava Aerosalon в 1996 году (gпервый
полет состоялся 26 мая), где впервые
привлек внимание широкой общественности и стал родоначальником абсолютно новой
концепции сверхлегких самолетов, диапазон скоростей которых превышает 200 км/ч.
Необходимо отметить, что не возникло необходимости радикально изменять что-либо
на KP-2U Sova (Rapid) по сравнению с прототипом, и самолет успешно пошел в
серийное производство и на рынок. Но это уже другая история, где экономика
производства, маркетинг, условия эксплуатации и т. д. играют очень важную роль.
В результате удачной разработки конструкции и комплекса маркетинговых,
технологических и организационно-управленческих решений самолеты Skyleader UL
200 и 500 LSA серийного заводского производства компании Jilhavan airplanes
(Чешская Республика) имеют реальные предпосылки для экономического роста и
успеха.
Официально компания Jilhavan Airplanes была основана в марте 2005 года в Чешской
Республике после получения всех нематериальных прав на производство сверхлегкого
самолета и S-LSA самолетов, включая полную технологию производства. При
использовании собственных ноу-хау компания начала выпуск цельнометаллического UL/S-LSA самолета под своей собственной новой торговой маркой Skyleader.
Так же компания выпускала следующие модели :
Skyleader 100 - одноместный вариант самолёта, оснащённый
авиадвигателем Rotax 582 мощностью в 60 л.с., Skyleader 150 - спортивный
вариант KP-2U Sova, Skyleader 400 -
спортивный самолет, с укороченным фюзеляжем и
трапецевидным крылом, как у
Skyleader 600 (часть машин оснащена электрическим
двигателем мощностью 80 кВт) и Rapid
200FC- вариант Skyleader 150 на водородном
двигателе.
С мая 2005 года компания регулярно поставляет на рынок свою продукцию и
реализует организационные меры по расширению производства. При поддержке
Института Аэрокосмической Техники Технического Университета в Брно (Чехия)
самолет постоянно совершенствуют и модернизируют, несмотря на его и без того
отличные характеристики.
Кроме производства самолетов АОН, компания выступает в качестве субподрядчика
различных известных в мире аэрокосмических компаний. В частности, участвует в
поставках для Airbus и в европейском проекте экологически безопасных самолетов ENFICA-FC.
Skyleader постоянно расширяет большую дилерскую сеть экспортных поставок своих
самолетов по всему миру: имеет представителей практически на всех континентах, в
таких странах как Италия, США, Южная Африка, Тайвань, Германия, Франция, Испания
и т. д. Продукция компании регулярно демонстрируется на крупнейших международных
выставках AERO (Фридрихсхафен, Германия), Sun 'n Fun (Флорида, США) и в Ошкоше
(Висконсин, США), Blois (Франция), Ferarra (Италия) и т. д.
Начиная с 2008 г. Jilhavan Airplanes является 100% дочерним предприятием Skyleader.
А теперь более подробно о самолетах, разработанных компанией и выпускаемых
серийно. Три модели Skyleader (150 UL, 200 UL и 500 LSA) имеют практически
одинаковые размеры (ширина кабины 150 UL немного меньше по сравнению с двумя
другими моделями), одинаковые назначение, конструкцию планера и состав силовой
установки, равные летно-технические характеристики (скорости, длина разбега,
взлетная и посадочная дистанции, дальность и продолжительность полета, см.
таблицу в конце статьи). Отличаются конструкцией отдельных агрегатов (шасси,
пилотская кабина, приборное оборудование), массой (масса модели 500 LSA больше
по сравнению с двумя другими моделями, что определяет ее принадлежность к
категории LSA, а не UL), состоянием при поставке (модель 200 UL поставляется и в кит-наборах). Такая унификация упрощает серийное производство и расширяет
рыночные возможности самолетов. Рассмотрим конструкцию планера на примере
моделей 150 UL и 200 UL.
Skyleader 150 UL представляет собой бюджетную модель, предлагаемую компанией. Skyleader 150 UL - двухместный цельнометаллический низкоплан с трапециевидным
крылом и стандартным размещением двигателя. Этот самолет имеет убирающееся шасси
с управляемым носовым колесом (в базовом варианте). Также доступна версия с
неубирающимся шасси. Skyleader 150 UL предназначен для выполнения полетов с
минимальными затратами.
Крыло Цельнометаллическое трапециевидное крыло двухлонжеронной конструкции
состоит из отъемных частей и центроплана. Центроплан вместе с фюзеляжем
представляет собой неразъемную конструкцию. Консоли крыла сделаны съемными для
удобства транспортировки.
Профиль крыла GA (W)-1 в корне крыла и GA (W)-2 на конце. Основной лонжерон
крыла размещен на 33 % хорды профиля перпендикулярно к продольной оси самолета.
Основной лонжерон состоит из дюралевых балок и стенки. Балки изготовлены из
прессованного L-образного профиля, фрезерованы вдоль размаха крыла и приклепаны
к стенке заклепками. Стенка, имеющая изменяющуюся по размаху крыла толщину,
облегчена благодаря вырезам. Нервюры штампованные, также имеют сквозные
отверстия для облегчения. Задний лонжерон выполнен из L-профиля и клепаной
стенки, в которой выполнены отверстия в целях облегчения. Обшивку приклепывают
заклепками AVEX к балкам и нервюрам. Шарниры закрылков выполнены из дюралевых
заготовок с фрезерованными канавками направляющих перемещения закрылков. Консоли
крепятся к крылу в трех точках.
Закрылки Фаулера с хордой 29 % отклоняются на 10° и 35° в зависимости от режима
взлета или посадки. Закрылки в базовом варианте имеют механический привод.
Электрическая система доступна как дополнительная опция. Механический привод
системы состоит из зубчатых колес и зубчатых реек. Управление закрылками
находится в кабине. Левая и правая части закрылка соединены вместе. Конструкция
закрылка состоит из лонжеронов, нервюр и обшивки, которые приклепаны заклепками AVEX.
Элероны металлические с одним лонжероном. Конструкция привода состоит из тяги
рулей, качалки и коленчатого рычага поперечного управления. Отклонение элеронов
дифференцированное.
Центроплан соединяется с двумя лонжеронами каждой из консолей крыла. Эти
лонжероны крепят к фюзеляжу неразъемными соединениями. В передней части
центроплана находятся два встроенных топливных бака, каждый емкостью 8,5
галлонов (64 л). Основные стойки шасси крепят к центроплану.
Цельнометаллический фюзеляж - полумонокок состоит из дюралевых стрингеров
L-образной формы, металлических шпангоутов и обшивки. Стрингеры расположены по
всей длине фюзеляжа и создают вместе с обшивкой и шпангоутами базовую силовую
систему фюзеляжа. Кабина "зашита" в специальную силовую конструкцию, состоящую
из стальных лонжеронов, образующих замкнутое сечение. Дополнительную защиту
экипажа при капотировании обеспечивает криволинейная балка под фонарем кабины
над креслами между пилотами. Кресла с продольной регулировкой оснащены четырехточечными ремнями безопасности. Фонарь кабины выполнен из плексигласа,
который вставлен в раму из стекловолокна с упрочнением углеродными и кевларовыми
волокнами. Фонарь обеспечивает прекрасный задний обзор. Управление сдвоенное с
ручками управления и педалями. В системе управления самолета используется
тросовая проводка.
Шасси самолета убирающееся, управляемое электродвигателем с возможностью
аварийного выпуска вручную. Оба колеса основного шасси и носовое колесо
оборудованы резиновыми амортизаторами, состоящими из круглых резиновых
сегментов. Носовая стойка шасси имеет выступающее положение и связана с
педалями, управление происходит в диапазоне +15 град. Торможение колеса основного
шасси осуществляется центральным гидравлическим тормозом, управляемым ручным
рычагом на ручке управления.
Самолет оснащен двигателем Rotax 912 UL (80 л. с.), по желанию - двигателем Rotax 912 ULS (100 л. с.) или Rotax 914 UL (115 л. с. с турбонаддувом).
Двигатель крепится к сварной раме с использованием резиновых амортизаторов и
через противопожарную перегородку - к стрингерам фюзеляжа и центрального
тоннеля. Трехлопастный винт с регулируемым на земле шагом поставляется в базовом
варианте. При желании самолет может быть оснащен винтом изменяемого в полете
шага с двумя или тремя лопастями, с механическим или электрическим изменениями
шага.
Цельнометаллическое хвостовое оперение является стандартным: руль направления и
руль высоты. Профиль стабилизатора и киля симметричный - NACA 0012. Они состоят
из лонжеронов, нервюр и обшивки. Руль высоты разделен, поэтому есть возможность
отклонять его вниз без отключения управления. Другие рулевые поверхности имеют
такую же конструкцию. Стабилизатор крепят к фюзеляжу четырьмя узлами навески и
его можно демонтировать без отсоединения управления.
Топливная система состоит из двух встроенных топливных баков емкостью 2x32 литра
(общий объем 64 л). На самолет могут быть установлены дополнительные топливные
баки емкостью 2x15 литров (общий объем 30 л). С ними максимальное количество
топлива возрастает до 94 литров. Баки устанавливают в специальном контейнере в
центроплане вне фюзеляжа. Расстояние между баком и стенкой центроплана заделано
мастикой, баки приклепаны. Поступление топлива обеспечивается пневматическим
насосом топливной системы, а в случае поломки насоса или недостаточной подачи
топлива с помощью пневматического насоса возможно использование дополнительного
электрического насоса. Количество топлива указывается на двух аналоговых
датчиках топлива.
Самолет, относящийся к сверхлегкой категории, оборудован стандартными приборами
управления полетом и двигателем. Радиостанция, транспондер, жидкокристаллическая
панель, GPS или другие приборы управления полетом и двигателем могут быть
установлены по желанию заказчика. Цвет покраски, обивка и внутренняя обшивка
кабины самолетов оговариваются в индивидуальном порядке.
Skyleader 200 UL - двухместный цельнометаллический низкоплан с прямым крылом и
стандартным размещением двигателя. Этот самолет имеет убирающееся шасси с
управляемым носовым колесом (в базовом варианте). Также доступна версия с
неубирающимся шасси. Самолет Skyleader 200 UL разработан для выполнения широкого
круга задач:
- полетов для отдыха;
- комфортных путешествий;
- летной подготовки;
- для буксировки планеров или баннеров;
- выполнения специальных операций (патрулирования границ, береговой охраны,
наблюдения за пожарами, управления дорожным движением).
Конструкция планера этого самолета аналогична модели 150 UL, но отличается более
широкой пилотской кабиной. Кроме того, 200 UL продается в кит-наборах.
Кит-набор Skyleader 200 включает:
- полностью собранный и проклепанный фюзеляж;
- все управление, включая управление закрылками, уже установлено;
- убирающееся шасси полностью собрано, в том числе подсоединено к электронному
управлению без функции подачи звуковых сигналов;
- многослойную раму фонаря из плексигласа;
- панель приборов без отверстий для приборов;
- топливную систему с топливным вентилем, индикаторами баков и расходомерами
топлива;
- дроссель, установленный в конструкции;
- механические тормоза основной стойки шасси (возможен гидравлический);
- сварную раму двигателя Rotax-912;
- носовой капот в полусобранном состоянии.
При этом крыло полностью готово, с просверленными отверстиями в шарнирах.
Закрылки и элероны установлены. Концевые крылышки в полуготовности. Далее в
комплекте:
- все аэродинамические поверхности закончены;
- листовые элементы в полуготовности;
- электрический триммер расположен на левой ручке управления;
- сиденья оборудованы элементами управления, но не обиты.
Электропроводка, автоматические выключатели, переключатели и т. п. не входят в
состав кит-набора.
Самолет имеет гарантию соответствия геометрии конструкции и проверенное
работающее шасси.
Самолет Skyleader 500 LSA - двухместный цельнометаллический низкоплан с прямым
крылом и стандартным расположением двигателя. Согласно правилам сертификации LSA, самолет имеет неубирающееся шасси с управляемым носовым колесом. Доступны
различные варианты компоновки устанавливаемой авионики. Skyleader 500 LSA, так
же как и модель 200 UL, был разработан для выполнения широкого круга задач:
- полетов для отдыха;
- комфортных путешествий;
- летной подготовки;
- для буксировки планеров или баннеров;
- для осуществления специальных миссий (приграничного патрулирования, береговой
охраны, наблюдений за пожарами, контроля дорожного движения).
Конструкция планера аналогична конструкции 200 UL по габаритным геометрическим
размерам агрегатов с отличиями конструкции и размеров некоторых силовых
агрегатов, поскольку модель 500 LSA имеет большую массу и выходит за пределы
категории UL. В частности, как было уже отмечено, шасси самолета неубирающееся.
В пилотской кабине установлен комплекс цифрового приборного оборудования с ЖКИ.
В 2010 году на выставке AERO-2010 был представлен
Skyleader 600 - модифицированный вариант спортивного самолёта,
оснащаемый двигателями мощностью от 85 л.с. до 115 л.с. (Rotax 912UL,
Rotax 912ULS или турбированный Rotax 914.), обладающий
расширенной кабиной (ширина -1.28 м),
новыми законцовками крыла,
увеличенными топливными баками, и рядом других технических
улучшений.