В начале 90-х годов, когда Ан-2 в СССР ещё был самым массовым гражданским самолетом, уже назрела необходимость его замены на более современную и рациональную
машину. Оптимальным вариантом признали замену Ан-2 двумя типами самолетов - один в два раза больше - чехословацкий L-410, в СССР конкурентов у него уже не было.
Второй в два раза меньше, значительно проще и дешевле. Министерство гражданской авиации СССР в 1990 году объявило конкурс на разработку такого самолета.
Конкурс
выиграл СМ-92 "Финист" разработки НКФ "Техноавиа". Первый полет машины состоялся уже в 1993 году. В 2000-ом году поднялся СМ-92Т с турбовинтовым двигателем, в 2008
году он получил сертификат типа (СМ-92Т) в России (MAK), где живет самое большое количество потенциальных покупателей самолета. В 2012 года запущен проект
модернизации и сборки СМ-92ТЭ Прага Альфа (SM-92TE Praga Alfa) в Чехии. Первый полет прототипа
состоялся в начале 2017 года. Orbis Avia проводит вместе с разработчиком НКФ "Техноавиа" сертификацию самолета в EASA.
SM-92TЭ Прага альфа является многоцелевым самолетом с одним турбовинтовым двигателем. Кабина для 7 пасcажиров (7 взрослых полноценных человек европейского типа),
самолетом может управлять только один пилот. Конструкция самолета соответствует требованиям EASA CS- 23 и FAA FAR 23.
Самолет с низкими эксплуатационными расходами, простой в обслуживании включая эксплуатации в сложных погодных условиях за полярным кругом или в пустынных
районах.
В качестве силовой установки используется турбовинтовой двигатель General Electric M-601F c двухканальным воздушным
винтом AviaPropeller AV 803 (Tractor type), с полным реверсом, флюгерем и системой проивообледнения, диаметром
2,7 м. В качестве альтернативной силовой установки могут использоваться двигатели General Electric H80
или Pratt & Whitney Canada PT-6.
Самолету СМ-92TЭ Прага Альфа не нужен аэродром, самолет может базироваться с любой поверхности с достаточной несущей способностью. Самолет не требует
ангара. Отличный аэродинамическим профиль крыла Р-301 М-15 позволяет широкий диапазон режимов полетов, достаточно большие рули управления позволяют самолету
действовать в огромном диапазоне центровок, что значительно отражается в оценке лётного качества и безопасности.
Самолет стандартно оборудован большими сдвижными
боковыми дверями, что значительно увеличивает его эффективность. Тип бортового оборудования устанавливается на основе приоритетов заказчика. Стандартное оборудование
состоит из современной "стеклянной" кабиной Garmin, возможно, также устанавливать Avidyne или Honeywell. СМ-92ТЭ может перевозить до
900 килограмм полезной нагрузки - до 600 в кабине и 300 дополнительном подвесном багажном контейнере (опционально).