Летом 2006 года впервые поднялся в небо легкий реактивный самолет VLJ получивший название Sport Jet II.
Инициатором проекта, учредителем компании Sport Jet Ltd. и ее генеральным
директором является Боб Борнхофен (Robert Bornhofen), получивший авиационное
образование еще в середине 60-х годов. Он тринадцать лет работал в компании Hughes Aircraft, участвовал в лунном проекте, 18 лет работал в области
разработки передовых электронных систем визуализации, создал компанию Maverick
Air, Inc., занимавшуюся разработкой пяти местных двухдвигательных реактивных
самолетов. Наконец, стал инициатором проекта Sport Jet.
Доктор Джоэль Дакус
(Joel В. Dacus) с 2009 г. работает директором по маркетингу, продажам и связям с
общественностью компании Sport Jet Ltd, имеет за плечами четверть века
работы в авиастроении. Самодельщиками таких специалистов назвать язык не
поворачивается, тем более что созданный возглавляемой ими компанией самолет
получился очень привлекательным.
Надо заметить, что сегмент очень легких реактивных бизнес-джетов оказался
"не
по зубам" многим вполне успешным компаниям. У каждой компании-разработчика
были свои причины для сворачивания проектов VLJ. Кому-то помешал выйти на рынок
новый, не доведенный до проектных характеристик двигатель, кто-то не вписался в
заявленную цену или не выдержал провала спроса в годы кризиса.
Sport Jet II, вероятно, оказался устойчивым к внешним обстоятельствам. Кстати,
в информационном блоке каталога о самолете Sport-Jet II приводятся данные
самолета с двигателем Willims FJ-33 4A, который в свое время отчасти "подвел под
монастырь" проект Mini 500 компании Eclipse Aviation. Сегодня на Sport Jet II
установлен Pratt & Whitney Canada JT15D. С ним одномоторный Sport Jet II в несколько раз более
экономичен по сравнению с двухдвигательными конкурентами Citation CJ2+ и Premier
1A. Себестоимости эксплуатации этих самолетов в двухчасовом полете равны
соответственно 440:1109:1373 USD/ч.
По расчетам специалистов компании стоимость пассажиро-мили Sport Jet II
составляет всего 25 центов. В трехчасовом полете себестоимость поднимается до
1038 долларов, но все равно остается ниже по сравнению с Citation CJ2+ и Premier
1А. Можно сказать, что в Sport Jet Ltd. сумели реализовать идею Верна Рабурна -
реактивный бизнес-джетза 1 млн. долларов с хорошими летными характеристиками и
высокой экономичностью.
Двигатель Sport Jet II расположен в хвостовом отсеке, боковые воздухозаборники, расположенные над крылом, обеспечивают подачу воздуха в
компрессор. Стабилизатор Т-образного оперения находится практически в
невозмущенном потоке. Прямое тонкое крыло-среднеплан позволяет самолету
разгоняться до 800 км/ч (максимальная скорость с таким крылом кажется
труднодостижимой, но на сайте компании приводится цифра 480 морских миль в час,
что соответствует 889 км/ч). Планер изготовлен из углекомпозитов, поэтому масса
пустого самолета составляет всего 1317 кг. Салон и пилотская кабина объединены и
довольно просторны. Интересно, что Sport Jet II можно эксплуатировать с
грунтовых аэродромов длиной до 550 м, т.е. самолет может выполнять посадки на
аэродромах АОН, предназначенных для эксплуатации поршневых самолетов.
Сначала все шло довольно
хорошо. Компания Sport Jet Ltd готовилась принимать заказы и
гарантировала поставку через 14-16 месяцев после его оформления. Но уже
22 июня 2006 года прототип был разрушен в результате аварии. Начался
судебный процесс против FAA, который так ничем
и не закончился. Регистрация прототипа была отменена
FAA в июне 2013, а еще через два года был окончательно закрыт и
весь проект.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Sport Jet II |
Размах крыла, м |
10.37 |
Длина, м |
9.15 |
Высота, м |
2.93 |
Площадь крыла, м2 |
15.36 |
Масса, кг |
|
пустого |
1317 |
максимальная взлетная |
2384 |
Топливо, л |
834 |
Тип двигателя |
1
ТРДД Pratt & Whitney Canada JT15D |
Тяга, кН |
1 x
9.80 |
Максимальная скорость, км/ч |
889 |
Крейсерская скорость, км/ч |
788 |
Экономическая скорость, км/ч |
704 |
Практическая дальность, км |
2594 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
918 |
Практический потолок, м |
8540 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
4-5 пассжиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|