Sportsman – лёгкий многоцелевой самолёт,
выпускаемый американской компанией Glasair Aviation с
2003 года. Проектирование самолета
велось Томом Гамильтоном (Tom Hamilton) на базе модели Glasair GlaStar, однако,
конструкция воздушного судна претерпела целый ряд технических и конструкторских
изменений, ввиду чего, самолёт Glasair Sportsman позиционировался как отельная
модель, а не модификация.
Свою большую популярность Sportsman обрёл благодаря достаточно
низкой цене, составляющей по данным на 2011 год порядка 55 тысяч долларов. Тем
не менее, ввиду того, что воздушное судно было запущено в производство в виде
отдельных комплектов для самостоятельной сборки, прежде чем получить полностью
готовую конструкцию летательного аппарата, требовалось по меньшей мере 1150
часов, а также наличие специализированного оборудования.
Благодаря расширению кабины, на борту самолёта Glasair Sportsman может
перевозиться до четырёх человек – пилот и три пассажира, а кроме того, самолёт
также приспособлен и для перевозки небольшого количества груза, хотя фактически,
для этих целей он не используется, так как эксплуатация его ведётся
исключительно частными владельцами.
Силовая установка воздушного судна Glasair Sportsman включает в себя один
поршневой четырёхцилиндровый авиадвигатель Lycoming IO-360 способный развивать
тяговую мощность в 180 л.с., что является весьма приемлемым с учётом фактической
стоимости данного летательного аппарата. Максимальная развиваемая самолётом Glasair Sportsman скорость составляет 270 км/ч, что при имеющейся высокой
манёвренности, позволяет эксплуатировать самолёт в качестве спортивного
летательного аппарата. Кроме того, у модели Glasair Sportsman имеется и
достаточно большой запас топлива, что в свою очередь даёт возможность
беспрепятственно преодолевать дистанции до 1500 километров. Помимо прочего, при
необходимости, стандартная силовая установка может быть заменена на более мощную
- Lycoming IO-390, развивающую тягу в 210 л.с., что в некоторой мере повысило
лётно-технические характеристики воздушного судна.
Помимо прочего, американские авиастроители осуществили также выпуск и
модифицированной версии самолёта - Glasair Sportsman Diesel, в которой
используется дизельный двигатель Thielert Centurion 2.0, аналогичной мощности,
что и в стандартной версии самолёта. С дизелем Sportsman может находиться в
воздухе почти 9 часов, забираться на высоты более 7000 м. При этом расход
керосина оказывается менее 20 л/ч по сравнению с почти 40 л/ч авиационного
бензина на самолете с мотором Lycoming мощностью 210 л.с. Снижение максимальной
скорости с 299 км/ч до 266 км/ч никого не смущает. Все бы летали так быстро.
Поскольку высокоплан менее прихотлив к состоянию и размерам взлетных полос,
владельцы Sportsman начали примерять его для эксплуатации на поплавках, как
Bushplane с колесами низкого давления. Поплавки GlasFloats Stoddard-Hamilton
начала выпускать в 1992 г. Они оказались настолько удачными, что их стали
устанавливать и на другие самолеты, такие, как Kitfox и Avid Flyer. В дальнейшем
Тома Гамильтона приглашали разрабатывать поплавки для производства в компании
Aerocet.
Кроме дизельной версии Sportsman появилась модель Sportsman TC (Turbo Carbon),
демонстрирующая преимущества углекомпозитов. За счет меньшей массы пустого
самолета увеличилась его полезная нагрузка, а при равной нагрузке улучшились
летные характеристики.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Sportsman |
Размах крыла, м |
10.67 |
Длина самолета,м |
7.01 |
Высота самолета,м |
2.11 |
Площадь крыла,м2 |
12.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
612 |
максимальная взлетная |
1066 |
Тип двигателя |
1
ПД Lycoming O-360 |
Мощность, л.с. |
1 х
180 |
Максимальная скорость, км/ч |
269 |
Крейсерская скорость, км/ч |
254 |
Практическая дальность, км |
1334 |
Скороподъемность, м/мин |
306 |
Практический потолок, м |
6100 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|