Первое слово, которое приходит на ум, когда вы приближаетесь к SubSonex
- крошечный. Второе слово - истребитель.
В 2014 году американская компания Sonex Aircraft объявила о начале продаж своей
самой интересной модели - одноместного реактивного SubSonex (проект основателя
компании Джона Монетта, первый полет прототипа JSX-1
состоялся 10 августа 2011 года). Сегодня все
желающие могут самостоятельно познакомиться с машиной и даже сделать предзаказ
на кит-комплект. Минимальный авансовый платеж - $10 тыс. Тем же, кто оплатил всю
стоимость сразу ($125 тыс), получат свой самолёт в начале предстоящего лета.
Несмотря на скромные размеры, машина имеет убирающееся носовое колесо и две
стационарные главные стойки шасси, одетые в аэродинамические “гольфы”. Хвост
даже не V-образный, а Y-образный, с небольшим вертикальным оперением для
дополнительного контроля рысканья - эта конфигурация не очень популярна, но
доказала свою эффективность на самолётах серии Waiex.
Реактивный двигатель находится над фюзеляжем перед хвостовой частью и
перевешивает самолёт, если пилота нет в кабине, поэтому конструкторам пришлось
установить ещё одно колесо сзади.
Сам мотор представляет из себя турбину TJ-100, широко распространенную среди
планеристов как “поддерживающий двигатель” (мы писали об этом в одном из наших
материалов). Турбина весит всего 18 кг и производит 210 кг тяги, которых хватает
лёгкому самолёту с лихвой. Что примечательно, TJ-100 производится исключительно
в Чехии и, как и большинство чешской авиатехники, уходит своими корнями в
советское прошлое, где этот мотор использовался как вспомогательный для военных
вертолётов и истребителей.
В пользу надежности силового агрегата также говорит и тот факт, что его активно
используют военные в восточной Европе, в качестве, например, двигателя для
учебных воздушных целей. Фонарь кабины откидывается в сторону и попасть внутрь
можно просто, перешагнув через невысокий борт.
Внутри - царство минимализма. Даже для поршневого самолёта здесь маловато
приборов и переключателей, не говоря уже о реактивном, но американцы настаивают,
что дело не в бедности комплектации, а именно в простоте. Дескать нечего
загружать голову лишними рычажками и циферблатами.
Первичный контроль осуществляется стандартной ручкой и педалями направления.
Большие закрылки можно выставить в три положения - 15, 30 или 45 градусов.
Дисковые тормоза управляются ручным рычагом. На панели приборов всего четыре
переключателя: массы, двигателя, приборов и вспомогательного топливного насоса.
Сразу под переключателями расположился миниатюрный цифровой вольтметр.
Управление тягой осуществляется металлическим рычагом слева от пилота. Весь
процесс запуска турбины и её прогрева занимает по времени около 20-30 секунд. В
отличие от поршневых собратьев самолёт медленно разгоняется и набирает скорость.
Ожидать от этого “истребителя” ракетного старта - самая большая ошибка
покупателей, зато на высоких скоростях, когда пропеллер теряет эффективность и
начинает беспомощно молотить воздух, турбина SubSonex продолжает уверенно тянуть
вперёд.
Разгон до взлётной скорости 130 км/ч происходит вяло, но главный сюрприз вас
ждёт потом, когда вы потяните ручку управления на себя и оторвётесь от земли.
Отсутствие поршневого рокота и присущей вибрации создаёт ощущение планерного
полёта. Быстро набрав скорость до 225 км/ч, судёнышко взмывает до 600 метров на
максимальной тяге. Управление, конечно, достаточно резкое, что ожидаемо для
столь малой машины. Двигатель TJ-100 работает на максимальных оборотах не более
5 минут, затем необходимо их снизить до 90%, что соответствует 70% тяги и хватит
для поддержания скорости на отметке 225 км/ч.
Расход топлива во взлётном режиме превышает 83 л/час, но после перехода на
крейсерскую скорость снижается до 52-68 л/час в зависимости от высоты.
Максимальная скорость горизонтального полёта, по заверениям производителя
ограничивается на отметке 305 км/ч. 120-литрового бака за спинкой сиденья должно
хватить на 90 минут спокойного полёта + несколько аварийных минут. Но устоять от
нескольких пируэтов в воздухе просто невозможно.
V-образный хвост незаслуженно считают неподходящим для аэробатики, на Sub Sonex
он позволяет выкручивать практически любые вензеля в пределах допустимых
перегрузок - от +6g до -3g. Посадка покажется вам очень простой как только вы
привыкнете к тому, что под рукой у вас нет резкого изменения тяги. По инструкции
посадочная скорость - 140 км/ч при выпущенных на 30 градусов закрылках. Это
обеспечивает удобный для обзора угол атаки, а также неплохую управляемость.
Из-за довольно медленного набора скорости решение уходить на следующий круг
должно приниматься довольно рано и ни в коем случае не совпадать с началом
задирания носа самолёта. Поршневые выкрутасы здесь не пройдут! Даже скажу более,
пилотам планеров будет в кабине SubSonex значительно комфортнее, чем пилотам
легких и сверхлёгких поршневых машин. Впрочем, не буду сгущать краски -
стационарные стойки шасси достаточно прочные для того, чтоб простить пилоту
решение плюхнуться на ВПП при завышенной скорости.
В целом, стоит сказать, что новый SubSonex JSX-1 не для спокойного отдыха или
полётов к друзьям на соседний аэродром. В нём совсем нет багажника, а кабина
настолько тесна, что прикреплённая на фонарь экшн-камера вот-вот упрётся вам в
голову. Эта машина для эмоций и впечатлений от полёта. Отличная тяга на
скоростях выше 200 км/ч и всецело спортивная управляемость делают его отличной
реактивной коробкой, настоящим JetBox.
В начале 2015 года компания Sonex Aircraft, базирующаяся в Ошкоше (США),
сообщила об отправке клиенту первого кита для быстрой сборки обновленной модели
частного реактивного самолета. Это первый из семи SubSonex JSX-2 (первый
полет 15 июля 2014 года), находящихся в производстве и намеченных к
поставкам в ближайшее время. Как сообщается, событие знаменует окончание
шестимесячного периода тестирования прототипа и переход к полномасштабному
серийному производству.
SubSonex JSX-2 представляет собой улучшенную версию хорошо проверенного JSX-1.
Оснащен двигателем JSX-2 PBS TJ-100 мощностью 116 кг, способным работать на
биотопливе, убирающимся шасси и легкосъемными внешними ОЧК. Оборудование JSX-2
совместимо с современными автопилотами. В качестве опций предлагаются пакет
авионики MGL/SubSone стоимостью $8568, в который входят MGL iEFIS с сенсорными
экранами, радиостанция MGL V6 Com VHF и транспондер Sandia STX 165R, кислородная
система Mountain High ($1680), система обогрева кабины ($1500), внешнее
светодиодное освещение Aveo PowerBurst ($479) и кресла с кожаной обивкой и
подогревом ($500).
Самолет стоимостью $130-135 тыс. предназначен для аэробатики, обладает высокими
летно-техническими характеристиками, прост в управлении и надежен, а наличие
современного оборудования и спасательной парашютной системы BRS еще больше
увеличивают его привлекательность.
"Sonex" предлагает "SubSonex JSX-2" в качестве комплекта "ультрабыстрой сборки",
где большая часть конструкции уже завершена. Тем не менее, новому владельцу
придется еще установить двигатель, топливную систему, шасси, авионику и сделать
внутреннюю обшивку. Проект попадает в категорию "выставочная модель", что
несколько ограничивает, где и когда он может летать такой самолет, но в целом,
по словам его создателей, он будет простым в управлении и большинству пилотов
потребуется совсем немного времени для адаптации.