Частые репортажи о новых проектах электрических летательных аппаратов,
представленных на выставке AERO, могут создать впечатление о том, что тема e-flight популярна преимущественно в Европе, озабоченной сохранением экологии.
Но, несмотря на то, что по инициативе Трампа США вышли из Парижского соглашения
по климату, некоторые американские компании активно развивают экологически
чистый электротранспорт, в частности, авиационный.
К числу таких компаний относится образованная в 2007 г. Bye Aerospace (не путать
с британской ВАе Aerospace). Нетрудно догадаться, что компания названа по имени
одного из учредителей и генерального директора Джорджа Бая (George Bye). Штаб
квартира Bye Aerospace находится в Денвере, а штат предприятия занят разработкой
и производством беспилотных летательных аппаратов (UAV) и систем (UAS),
предназначенных для полетов на средних и больших высотах. Одна из задач компании
- создание энергоэффективных UAV, поэтому в силовых установках беспилотников Bye
Aerospace использует преимущественно электрические двигатели с питанием от
аккумуляторов и солнечных батарей.
Считается, что электрические самолеты проще проектировать, чем обычные. Дело в
том, что использование аккумуляторов и электромоторов дает некоторую свободу в
размещении этих узлов и агрегатов внутри планера. Кроме того, за счет отказа от
топливной системы и небольших размеров электромотора в самолете освобождается
дополнительное место.
Кроме того, разработчики полагают, что электрические самолеты будут существенно
проще и дешевле в эксплуатации по сравнению с традиционными летательными
аппаратами. При этом по мере развития технологий дальность полета электрических
самолетов будет постоянно увеличиваться.
Джордж Бай, представившей
несколько лет назад полностью электрический самолет Skyhawk, сместил фокус своей
деятельности в сторону создания двухместной тренировочной машины, получившей
название Sun Flyer 2. Это
будет полностью электрический самолет, на базе которого, как они рассчитывают,
будет создана серийная версия. Этому может помешать действующий запрет FAA на
полеты электросамолетов с пассажирами на борту. Но в агентстве заявляют о
временном характере таких мер и возможности снятия запрета после предоставления
убедительных доказательств безопасности таких самолетов. В Bye Aerospace, не
смотря на это, полагают, что они вправе продемонстрировать действующую модель
публике и потенциальным клиентам уже сейчас.
Для его реализации была учреждена новая компания Aero Electric Aircraft Corp.
(AEAC), к управлению которой привлечены авторитетные в американском
самолетостроении руководители. Например, Чарли Джонсон (Charlie Johnson), бывший
президент Cessna Aircraft, Peter Bunce, нынешний президент GAMA, а также бывшие
руководители высшего звена компаний Cessna, Euralair, Mooney, Remos, Redbird и
Adam Aircraft, GAMA, FAA.
В мае 2015 г. самолет был впервые показан публично, а в октябре-декабре 2015 г.
начались его летные испытания. Полгода спустя, в мае 2016 г., состоялась крупная
презентация Sun Flyer в Денвере, на площадке компании Aero Electric Aircraft
Corp. Затем летом 2016 г. самолет был показан на слете EAA AirVenture Oshcosh. В
настоящее время построено три борта, которые проходят сертифкацию в FAA по новым
правилам FAR Part 23 amendment 64.
Такая высокая скорость реализации проекта не связана только с участием
авторитетных специалистов. В планере Sun Flyer явно видны очертания поршневого
двухместного LSA LS-1 Lightning компании Arion Aircraft, которая производит свои
самолеты в Нешвиле (Nashville), штат Теннеси. Lightning продают как в кит-наборе, так и в состоянии, готовом к эксплуатации. Самолет с двигателем Jabiru 3300 мощностью 120 л.с. выглядит более приземистым, чем Sun Flyer,
поскольку на электролете установлен винт большего диаметра. Поэтому стойки его
шасси длинней, а общая высота больше на 7,7 см.
В компании Aero Electric Aircraft Corp. не упоминают о причине выбора LS-1 Lightning в качестве прототипа самолета Sun Flyer. Но поскольку Джордж Бай не
только менджер, но и инженер и пилот, а о самолете LS-1 отзываются как о легком
в управлении, обладающем хорошими летными характеристиками, думаю, что выбор
определен именно отличными характеристиками этого LSA.
На первых этапах работы между AEAC и немецкой PC Aero был заключен договор о
совместной работе над созданием новой электрической силовой установки. Напомню, PC Aero разработала и серийно выпускает одно- и двухместные ультралайты с
электрическими силовыми установками Elektra One, Elektra One Solar и Elektra Two
Standard & Record. Особенностью силовых установок этих самолетов является
использование для питания электродвигателей фирмы Bosh, литий-ионных
аккумуляторов и солнечных батарей, наклеенных на поверхности крыльев. Однако,
начав работать с немецкими специалистами, Aero Electric Aircraft Corp.
впоследствии занялась разработкой силовой установки самостоятельно.
Интересно, что Sun Flyer будет одним из первых самолетов, сертифицированных по
новым правилам FAR-23 (64-я поправка). Не знаю, почему выбраны именно эти
авиационные правила. Возможно, это связано с тем, что по своим характеристикам
самолет выходит за ограничение веса, установленное для LSA, хотя максимальный
взлетный вес прототипа LS-1 чуть меньше 600 кгс. Может быть, выбор FAR-23
обусловлен стремлением к коммерческой эксплуатации самолета. Так или иначе, но в
настоящее время Sun Flyer сертифицируют по FAR-23.
Свой первый полет Sun Flyer 2 совершил 10 апреля 2018 года.
Электрический самолет Sun FLyer 2 создается для начальной подготовки летчиков
гражданской авиации. Его также можно будет использовать в малой авиации, при
этом стоимость одного часа его полета, как утверждают разработчики, не будет
превышать трех долларов, что в 10 раз дешевле, чем полет на традиционном
поршневом летном тренажере. При этом электросамолет производит меньше шума и не
загрязняет воздух.
Силовая установка УТС состоит из электродвигателя Siemens SP70D
мощностью 115 л.с. (86 кВт) и шести литий-ионных батарей.
Прототип Sun Flyer 2 оснастили энергетической системой от EP Systems. В нее
входят аккумуляторы, система управления аккумуляторами и блок распределения
питания. Двухместный самолет оснащается шестью литий-ионными батарейными блоками из аккумуляторных ячеек емкостью
260 ватт-часов на килограмм. Вся батарея состоит из 18 650 аккумуляторов LG Chem MJ1,
каждый из которых чуть больше обычной батарейки АА. Весит батарея 330 кг и
выдает от 18 до 25 кВт во время полета и до 80 кВт во время взлета. Серийный
самолет сможет находиться в воздухе до трех часов.
Sun Flyer 2 выполнен из легких композитных материалов (главным образом — из
углеродного волокна). Он был произведен компанией Arion Aircraft из Шелбивилля,
штат Теннеси, и доставлен для испытаний в марте 2018 года.
Как сообщает Composite World, самолет станет первым в США сертифицированным
электрическим летательным аппаратом для летной подготовки.
Компания уже получила депозиты на 100 самолетов, планирует завершить
сертификацию самолета в 2019 году.