Легкий многоцелевой самолёт Т-21 Сапсан разработан в ОКБ "Аэропрогресс"
(сейчас входит в состав ЗАО "Хруничев Авиатехника") под руководством Е.П.Грунина.
Самолет Т-21 относится к самолетам нормальной категории по классификации норм
JAR-VLA и предназначается для использования в качестве легкого многоцелевого
самолета.Базовый вариант самолета - учебный, применение его в вариантах грузового для
перевозки грузов весом до 200 кг, туристического, сельскохозяйственного,
патрульного возможно без доработок или с минимальными доработками без изменения
основной конструкции.
Самолет Т-21 обладает характеристиками STOL и оснащается взлетно-посадочными
устройствами, позволяющими эксплуатировать его с малых взлетно-посадочных полос
и площадок с грунтовым покрытием. Возможна установка вместо колесного шасси
лыжного или поплавкового.
Особенности конструкции
Т-21 представляет собой моноплан с высоко расположенным подкосным крылом,
установленном по схеме "парасоль", одним поршневым двигателем, трапециевидным
оперением, трехопорным шасси с носовой стойкой.
Фюзеляж состоит из передней пространственной фермы, выполненной из стальных труб
большого диаметра в виде треугольной пирамиды, центроплана и клепанной хвостовой
балки прямоугольного сечения.
Фюзеляжная гондола модульного типа устанавливается в основании фермы-пирамиды.
Передняя часть гондолы представляет собой обтекаемую кабину пилота и
инструктора, сидящих рядом, имеет остекление большой площади, обеспечивающие
хороший обзор в вертикальной и горизонтальной плоскости. Съемная хвостовая часть
предназначена для размещения грузов или специальной аппаратуры.
Кабина пилотов оснащается остекленными боковыми дверями с механизмами запирания
и аварийного сброса. Грузовой отсек оснащается люком со встроенной ручкой,
обеспечивающей его открытие вверх и механизмом запирания.
Крыло самолета оборудовано двухсекционным выдвижными закрылками Фаулера, которые
имеют два фиксированных положения для обеспечения короткого взлета и посадки
самолета. Каждая консоль крыла имеет элерон. На лонжероне установлен узел
крепления подкоса.
Горизонтальное оперение нормального типа. Стабилизатор представляет собой
клепанную двухлонжеронную конструкцию, лонжероны - классические пояса и стенка
соединены между собой штампованными нервюрами и металлической обшивкой. Рули
высоты с роговой компенсацией имеют трубчатый лонжерон, нервюры, законцовки,
тканевую обшивку типа "Stits" и управляемый триммер.
Вертикальное оперение нормального типа состоит из киля, руля направления с
неуправляемым триммером, форкиля и нижнего киля.
Киль - двухлонжеронной классической конструкции, имеет штампованные нервюры и
обшивку по лобку из сплава Д16Т. Обтянут тканью типа "Stits". Киль растяжками
подкреплен к заднему лонжерону стабилизатора. Руль направления аналогичен рулям
высоты. Нижний киль изготовлен из стальных труб и обтянут тканью типа "Stits".
Шасси самолета трехопорное с главными опорами, крепящимися к задней трубе
основания фермы-пирамиды и передней опорой, установленной впереди
фермы-пирамиды. Передняя опора свободноориентируемая с гидропневматической
амортизацией. Главная опора полурычажного типа с торсионной амортизацией, с
демпфером обратного хода. На главные опоры устанавливаются колеса размером
500х150. На носовой опоре устанавливаются два колеса размером 310х125.
Двигатель, моторама, капоты, агрегаты силовой установки размещаются перед крылом
сверху. Топливная система имеет топливный бак, за перегородкой позади кабины.
Управление двигателем и воздушным винтом размещается в кабине между сиденьями
пилотов.