Авиационное
ОКБ Ракетно-космического завода космического
научно-производственного центра им. М. В. Хруничева разработало
машины общего назначения Т-417 «Пегас» и Т-420 «Стриж». Причем
эти два самолета, при одинаковом многоцелевом предназначении и
близких ЛТХ, имеют совершенно различные конструктивные подходы:
«Пегас» - однодвигательный моноплан с верхнерасположенным крылом
традиционной конструкции, а «Стриж» - двухмоторный двухбалочный
самолет.
Второй наш
самолет, представленный на «МАКС-97», внешне не имеет ничего
общего с первым. Т-420 «Стриж» - свободнонесущий моноплан
балочной схемы с П-образным хвостовым оперением. Каждая консоль
крыла имеет продольный (два лонжерона) и поперечный (нервюры)
наборы. Крыло снабжено механизацией. В нем размещаются топливные
баки, насосы, трубопроводы, элементы управления двигателями,
электрокоммуникации. На концах консолей крыла могут быть
установлены подвесные топливные баки.
Фюзеляж -
полумонококовой конструкции. Передняя часть представляет собой
носовой отсек радиоэлектронного оборудования (РЭО) и пилотскую
кабину. Здесь за обширным остеклением размещаются два
регулируемых кресла для членов экипажа, приборная доска,
штурвальные колонки и педали. Съемный носовой радиопрозрачный
кок (обтекатель) закрывает отсек РЭО (метеорадиолокатор). За
коком расположена передняя стойка шасси.
За кабиной
экипажа - салон, где устанавливаются, в зависимости от
назначения, груз, кресла пассажиров, носилки. По левому борту
салон имеет дверь, а по правому, рядом с кабиной экипажа,
аварийный выход.
Хвостовая
часть фюзеляжа-гондолы длиной два метра представляет собой
откидной кок, образуя свободный доступ для погрузки-выгрузки, а
также входа и выхода пассажиров.
Шасси
самолета - трехстоечной схемы с носовым колесом, неубирающееся в
полете. Основные опоры шасси - рессорного типа. Тормозные колеса
оснащены широкими пневматиками низкого давления, что позволяет
самолету производить взлет и посадку со слабооборудованных
грунтовых аэродромов.
Винтомоторная группа - два поршневых двигателя фирмы «Континенталь»
мощностью по 210 л.с. каждый. Мотогондолы переходят в хвостовые
балки, где проложены тяги управления и рулями и
электрокоммуникации. Балки заканчиваются хвостовым оперением,
оснащенным рулями высоты и направления. Т-420 оборудован
основной и аварийной пневмосистемами, противообледенительной,
противопожарной, кондиционирования системами. Система управления
- ручная.
Летчик
пилотирует самолет с левого кресла. Предусмотрена возможность
установки поста управления для второго пилота на правом кресле.
Управление рулем высоты и элеронами осуществляется с помощью
штурвала. Проводка управления от кабины пилотов до руля
направления - тросовая, до элеронов - смешанная. Для управления
рулями направления и тормозами колес служат педали. Управление
закрылками осуществляется с помощью электромеханизма. В случае
отказа электропривода выпуск закрылков производится вручную.
Проводка управления аэродинамическими поверхностями от штурвала
до педалей проходит под полом кабины экипажа, по которому вдоль
силового шпангоута поднимается вверх и вдоль носка крыла
подходит к балкам и элеронам, а далее по балкам - к рулям высоты
и направления.
Система
электроснабжения постоянного тока номинальным напряжением 27 В.
Источник электроэнергии - генератор мощностью 3 кВт. В качестве
аварийного источника служит аккумуляторная батарея.
Пневматическая система самолета предназначена для питания
потребителей в штатном и аварийном режимах работы. Потребителями
являются - система запуска двигателей, противообледенительная
система, торможения колес основных опор шасси.
Для обогрева
экипажа и пассажиров, а также обдува остекления используется
воздух, охлаждающий маслосистему двигателя в масляно-воздушном
теплообменнике. Регулирование температуры производится смешением
холодного воздуха, поступающего из воздухозаборника, и теплого,
идущего от маслорадиатора в смеситель. Над каждым креслом пилота
имеются штуцера индивидуального обдува, а в пассажирском
варианте и над каждым пассажирским креслом. Для обеспечения
самолетовождения с требуемой точностью на Т-420 устанавливается
радиотехническое оборудование навигации, посадки и управления
воздушным движением (УВД). Оно включает радиовысотомер малых
высот, радиоприемное оборудование посадки для работы с наземными
системами посадки СП и ILS, радиокомпас, радиолокационный
ответчик УВД, метеонавигационный радиолокатор.
По желанию
заказчика, на самолете предусматривается применение бортового
оборудования американской фирмы «Бендикс Кинг». Малые массы и
объемы, экономное потребление энергии и высокий уровень
интеграции обеспечивают возможность размещения всех блоков на
приборной доске, причем общая их масса составляет всего 22 кг.
Кроме того, на самолете может быть установлена спутниковая
навигация. В настоящее время компоновка макетного экземпляра
Т-420 «Стриж» выполнена на 40%.