Новый административный самолет Т-440 "Меркурий", разработанный в ОКБ завода им. М.В.Хруничева, имеет свои существенные особенности. Это, прежде всего - повышенная
безопасность полетов, значительно улучшенные летные характеристики и комфорт для пассажиров, легкость и простота управления, высокий уровень эксплуатационной технологичности. По крайней мере, такие
задачи поставил перед собой конструкторский коллектив. Но будут ли они выполнены - покажет время. Простая, проверенная аэродинамическая схема "Меркурия" в сочетании с высокоэкономичными двигателями
позволяет реализовать высокие летно-технические характеристики и обеспечить комфортные условия для пассажиров.
Т-440 представляет собой классический низкоплан с трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж - типа полумонокок технологически делится на носовую, среднюю и хвостовую
части. В носовой части находится метеорадиолокатор и пилотажно-навигационное кислородное оборудование.
Крыло - трапециевидной формы с удлинением 11 со щелевыми закрылками набрано из высоконесущих профилей П-301М с относительной толщиной у центроплана -16% и концевого
-12%. Конструкция - двухлонжеронная, состоит из центроплана и консолей.
Крейсерский полет, по расчетам, выгоднее всего проводить на высоте 9000 м, где километровый расход топлива будет минимальный. Поэтому пассажирский салон, рассчитан на
6-10 человек, включая двух пилотов, герметизирован. В салоне делового варианта размещаются три ряда кресел. Первый ряд - из двух кресел, установленных так, чтобы пассажиры сидели лицом друг к другу,
а между ними предусмотрен откидной столик. Кресла второго и третьего рядов устанавливаются "лицом" по полету. За последним рядом - туалетное помещение, отделенное от салона раздвижной дверью. Кабину
экипажа и салон разделяет бар-холодильник. По левому борту расположена входная дверь-трап. Салон оборудован четырьмя иллюминаторами с каждого борта. Первый иллюминатор находится на аварийном люке
над крылом. В хвостовой части - задний багажный и агрегатный отсеки.
Силовая установка самолета состоит из двух турбовинтовых двигателей "Пратт-Уитни" РТ6А-135А канадского производства взлетной мощностью по 750 э.л.с. с
четырехлопастными винтами "Hartzell". Запуск их обеспечивается от электрического стартера-генератора. Смазка осуществляется масляной системой с маслорадиатором, охлаждаемым набегающим потоком
воздуха. Предусмотрено использование и других ТВД, в частности, чешского М-601F и отечественного ТВД-100.
Двигатели располагаются перед первым лонжероном в мотогондолах. При этом плоскость вращения винтов проходит между кабинами пилотов и пассажиров, чем обеспечивается
безопасность в случае разрушения лопастей. Отсек мотогондолы между лонжеронами предназначается для дополнительного багажа. В хвостовой части мотогондолы имеются ниши для уборки главных опор шасси.
Питание двигателей топливом обеспечивается двумя автономными, аналогичными по конструкции топливными системами, соединенными между собой трубопроводом кольцевания с
электроприводным краном. Эксплуатационный запас топлива - 2000 л. Централизованная заправка самолета топливом осуществляется через один заправочный штуцер.
Противопожарная система состоит из конструктивных мер защиты и средства пожаротушения обоих двигателей, в кабине пилотов и пассажирском салоне имеются огнетушители.
Противопожарные перегородки и вентиляция и система дренажа предотвращают распространение огня на смежные отсеки.
Управление самолетом - двойное. В продольном и поперечном каналах используются жесткие тяги. В канале путевого управления - тросовая проводка и жесткие тяги. На рулях
высоты и направления предусмотрены триммеры с дистанционным управлением.
Основная гидравлическая и аварийная пневматическая системы служат для уборки и выпуска шасси, трехпозиционных закрылков.
Электроснабжение самолета - от стартер-генераторов постоянного тока, установленных на двигателях. В аварийной ситуации им на помощь приходит аккумуляторная батарея.
Система кислородного питания, стационарного и переносного, окажет профилактические услуги экипажу и пассажирам при недомогании и кислородном голодании, в случае
аварии, защитит от дыма при пожаре.
Кондиционеры воздуха создадут комфортные условия пассажирам и экипажу на всех режимах полета.
В современном комплексе пилотажно-навигационного оборудования "Меркурия", кроме традиционных приборов, предусмотрены автопилот КРС-75, курсовая система KCS-305,
спутниковая навигационная система KLN-89, автоматический радиокомпас KR-87, маркерный приемник KR-21. Не исключена установка метеорадиолокатора RDR 2000.
Остается надеяться, что Т-440 "Меркурий" будет отвечать всем требованиям пассажиров и международным нормам летной годности. Сравнительно низкая стоимость машины и ее
эксплуатации дает основание полагать, что самолет найдет широкое применение и многих заказчиков.