Уголок неба ¦ Хруничев-Авиатехника Т-511 Аист-М

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   Т-511 Аист-М
       
Разработчик: Хруничев-Авиатехника
Страна: Россия
Первый полет: 2004
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


На основе анализа самолетов "малой" авиации общего назначения, эксплуатирующихся за рубежом, и отечественных разработок можно сделать вывод об оптимальных летно-технических характеристиках машин, которые у нас могут найти в настоящее время огромный спрос.

Это - дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой до 700 км, крейсерская скорость - 300 км/ч, длина разбега/пробега - 300/250 м, прочность грунта ВПП - 4-5кг/см(кв), ресурс самолета - не менее 10 000 ч.

Исходя из этого. Авиационным НПК под руководством главного конструктора Е. П. Грунина и Дирекцией авиационных программ во главе с М. В. Глазковым при Государственном космическом НПЦ имени М. В. Хруничева создается легкий многоцелевой самолет Т-511 "Аист-М" (ранее Т-411 Турбо или Т-411 Тип 60).

Т-511 относится к самолетам нормальной категории по классификации норм АД-23, FAR-23 и предназначается для перевозки грузов до 640 кг на воздушных линиях протяженностью более 1100 км.

Наличие в фюзеляже четырех изолированных дверей и одного грузового люка позволяет легко и быстро переоборудовать самолет в самые различные варианты применения.

Главная цель: изготовление в короткие сроки простого и дешевого самолета, высокий уровень эксплуатационной технологичности. Машина должна быть конкурентоспособной по стоимости летного часа и эксплуатационных расходов.

"Аист-М" разрабатывается на базе серийно строящегося самолета Т-411 "Аист" с заменой поршневого двигателя на турбовинтовой, работающий на керосине - более дешевом авиационном топливе.

При проектировании "Аиста-М" учитывалась низкая трудоемкость его изготовления, которая обеспечивается применением в конструкции сварных ферм фюзеляжа и шасси, а также прямого подкосного крыла, стандартного горизонтального оперения, отсутствием сложной и дорогой оснастки.

Т-511 представляет собой однодвигательный моноплан с высокорасположенным прямоугольным крылом с подкосами, однокилевым хвостовым оперением нормальной схемы и неубирающимся шасси с хвостовым колесом.

На самолете установлен чешский турбовинтовой двигатель M-601S мощностью 760 л. с. в комплекте с трехлопастным винтом AVIA V-508D. Кроме того, предполагается установка на самолете как отечественного двигателя ТВД-100 или АЛ-34, так и импортного - РТ6А-135А фирмы "Пратт-Уиттни".

Основной положительной особенностью аэродинамической компоновки "Аиста-М" является наличие на крыле автоматических предкрылков, благодаря чему существенно улучшаются летные и эксплуатационные возможности: повышается безопасность пилотирования, несваливаемость в штопор, улучшаются несущие свойства крыла на взлетно-посадочных режимах, увеличивается аэродинамическое качество, по сравнению со стационарным предкрылком.

Стабильные высокие аэродинамические и летные характеристики самолета, включая устойчивость и управляемость, нагрузки и эффективность органов управления, подтверждены результатами заводских летных испытаний самолета Т-411 "Аист" - прототипа Т-511-го. Пилотажно-навигационное оборудование самолета обеспечивает полет над водными пространствами и безориентирной местностью с максимальной автономностью.

По желанию заказчика, на самолете предусматривается возможность установки поплавков для использования в водных регионах или лыжного шасси для эксплуатации в условиях заснеженных аэродромов.

Все эти особенности самолета в сочетании с высокой эксплуатационной технологичностью, сравнительно низкой стоимостью постройки и эксплуатации дают уверенность в том, что он найдет самое широкое применение на просторах Российской Федерации, а .возможно, и за ее пределами.

Фюзеляж "Аиста-М" -форменной конструкции состоит из каркаса, сваренного из стальных труб, и опалубки, собранной из набора профилей Д16Т. Ферма фюзеляжа конструктивно выполнена из четырех продольных лонжеронов и 12 рам. Рамы между собой связаны раскосами. Опалубка совместно с обшивкой создает внешние обводы фюзеляжа. Она состоит из верхнего и нижнего гаргротов, каркаса фонаря, окантовок дверей, люков и остекления.

С обеих сторон фюзеляжа расположены пилотские и пассажирские двери. На левом борту фюзеляжа имеется большой грузовой люк, который включен в силовую схему фюзеляжа.

Панели пола кабины легко снимаются, обеспечивая свободный доступ к проводке управления и электрожгутам, проходящим под полом.

Фонарь кабины выполнен из каркаса, набранного из профилей и покрытого органическим стеклом, что вполне обеспечивает широкий обзор и достаточное освещение кабины.

Крыло Т-511-го - разъемное, прямоугольное в плане, с постоянным профилем по размаху. Оно состоит из двух разъемных частей, каждая из которых крепится болтами к верхней части фюзеляжа посредством стыковых узлов, установленных на переднем и заднем лонжеронах.

Крыло дополнительно крепится к фюзеляжу двумя подкосами - передним и задним, имеющими, в свою очередь, контрподкосы. Щель между крылом и фюзеляжем закрывается специальным зализом. На крыле установлены автоматические предкрылки, щелевые закрылки и щелевые элероны.

Крыло - двухлонжеронное, состоит из металлического каркаса и обшивки из сплава Д16Т. А обшивка законцовок - из стеклопластика.

В каркас закрылков входят лонжерон, нервюры и носки. Элерон - щелевого типа, постоянный по размаху профиля, две его части соединены шарнирно. Здесь предусмотрена осевая аэродинамическая компенсация.

Хвостовое оперение "Аиста-М" -нормального типа, крепится к фюзеляжу посредством четырех узлов на стабилизаторе и трех узлов на киле.

Стабилизатор имеет в плане прямоугольную форму и дополнительно крепится к фюзеляжу посредством подкосов.

Каркас стабилизатора образован двумя лонжеронами и приклепанными к ним нервюрами и носками соответственно, расчален проволочными расчалками с тендерами и обтянут металлической обшивкой. Руль высоты собран из двух половин, симметрично расположенных относительно продольной оси самолета и подвешен к заднему лонжерону стабилизатора. На каждой из его половин находится вырез для подвески триммера.

Киль - клепанной конструкции с металлической обшивкой, узлами крепления к фюзеляжу и подвески руля направления. У каркаса киля есть два лонжерона, нервюры, носки и диафрагмы.

На фюзеляже установлен форкиль, являющийся продолжением киля. Руль направления подвешен к заднему лонжерону и состоит из каркаса, носка, узлов подвески и узла управления рулем. Листовая обшивка также из Д16Т.

Двигатель М-601Е - турбовинтовой со свободной турбиной и тянущим винтом. В его состав входят многоступенчатый компрессор, одноступенчатая турбина, планетарный редуктор. Единая кольцевая камера сгорания располагает четырнадцатью топливными форсунками.

Запуск двигателя обеспечивается от электрического стартера. М-601Е имеет место крепления для установки с помощью моторамы на силовом шпангоуте фюзеляжа.

Смазка двигателя осуществляется масляной системой с маслорадиатором, охлажденным набегающим потоком воздуха.

Капот "закрывает двигатель своими верхней и нижней крышками, которые соединены четырьмя стяжными замками. На верхней крышке капота имеется лючок для заправки маслом. На нижней крышке расположен вырез под входной канал маслорадиатора, всасывающий патрубок и выходной коллектор.

Шасси самолета - трехопорной схемы с хвостовым колесом. Конструкция каждой опоры выполнена трубчатой фермой с закрепленным на ней тормозным колесом с одной стороны и пневмогидравлическим амортизатором - с другой. Амортизатор закреплен на силовом узле фермы внутри фюзеляжа.

На подкосах фермы шасси установлены обтекатель и щиток, закрывающие вырез фюзеляжа и стойки фермы.

Хвостовая опора шасси - рычажного типа с колесом и шиной размерами 310х135 мм. Хвостовая опора оснащена также пневматическим амортизатором. Рычаг хвостовой опоры - вильчатого типа, сварной из стальных труб. На рычаге закреплено стопорное устройство, управляемое летчиком.

Хорошо продумана и удобна для эксплуатации топливная система. Заправка производится открытым способом через две заливные горловины крыльевых баков. Полная их емкость вместе с расходным баком составляет 770 л.

При работе двигателя топливо самотеком поступает из баков через обратный клапан, открытый пожарный кран, фильтр-отстойник в расходный бак, где установлены подкачивающие насосы.

Система управления "Аиста-М" состоит из органов управления элеронами, рулем направления, рулем высоты и триммером. Возможно, при необходимости, использование легко демонтируемого правого поста управления. При использовании самолета в транспортном варианте управление осуществляется только с левого поста.

Механизация крыла Т-511 предназначена для улучшения взлетно-посадочных характеристик. Она состоит из автоматического предкрылка и щелевого поворотного закрылка.

Управление закрылками - электродистанционное. Отклонение левого и правого закрылков осуществляется посредством одного электропривода.

Синхронизация отклонения происходит через механическую связь - жесткую тягу. Положение закрылков контролируется по индикатору на приборной доске. Компоновка рабочего места пилота представляет максимум удобств в управлении самолетом и комфортные условия для летчика с различными антропометрическими данными в пределах ростовых показателей.

Рабочее место оборудовано адаптивным креслом с регулируемой привязной системой, ручкой управления самолетом, педалями с тормозными площадками, постом управления силовой установкой, приборной доской, потолочным пультом с органами управления самолетными системами.

Обширный переплет остекления передней части фонаря обеспечивает летчику отличный круговой обзор, необходимый для захода на посадку по стандартной траектории. По левому и правому бортам имеются окна, служащие для естественного освещения и обеспечения обзора пилотам и пассажирам.

Пилотажно-навигационное оборудование полностью обеспечивает полет Т-511 в соответствии с требованиями АП-23.

В состав оборудования входят авиагоризонт, указатель скорости, вариометр, барометрический высотомер, магнитный компас, авиационные часы, система сигнализации о критических углах атаки, автоматический радиокомпас, курсовая система с индикатором, спутниковая навигационная система, маркерный приемник.

Радиосвязное оборудование, установленное на самолете, предназначено для ведения экипажем двухсторонней радиосвязи с наземными пунктами управления движения, а также для определения места аварии и наведения на него поисково-спасательных групп. А бортовая приемопередающая радиостанция обеспечивает бесподстроечную связь экипажа с наземными пунктами управления.

В "Аисте-М" тщательно продумана система пассажирского и грузового оборудования. Два пассажирских дивана рассчитаны на шесть пассажиров и обеспечивают комфортное размещение во время полетов и сводит к минимуму возможность травмирования пассажиров в условиях аварийной посадки самолета. Диваны обеспечены системой привязных ремней.

В отделке салона и кабины применены различные негорючие материалы и ткани из натуральных волокон. Пассажирская кабина и грузовой отсек разделены между собой легкосъемной панелью. На левом борту размещен грузовой люк для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ.

При использовании самолета для перевозки груза пассажирские диваны удаляются, тем самым достигается значительное увеличение грузового отсека. Пол грузового отсека выполнен из трехслойной панели с сотовым наполнителем. Для крепления груза имеются узлы на ферме фюзеляжа.

На Т-511 предусмотрено аварийно-спасательное оборудование. Для эвакуации пассажиров в экстремальной ситуации используются двери кабины, имеющие механизм аварийного сброса.

Для связи с поисковыми отрядами есть аварийная радиостанция. На самолете имеется набор медицинских средств в бортовой аптечке.

Для повышения комфорта предусмотрена система обогрева и вентиляции кабины, которая состоит из маслорадиатора, размещенного в нижней части фюзеляжа, и воздуховодов вентиляции кабины для каждого пассажира и члена экипажа.

Подача теплого воздуха производится посредством заслонки, связанной с ручкой обогрева.

Кроме этого, в состав системы входят вентиляционные форточки, установленные на боковом остеклении дверей кабины.

В разработке и постройке Т-511 "Аист-М" активное участие принимали заместители главного конструктора Виктор Заболотский, Леонард Тарасович, Михаил Васюк, Вильяме Медников, руководители подразделений КБ Михаил Папазов, Владимир Кулеш, Валерий Надин, Виктор Гаврилов, Фридрих Корецкий, Владимир Мелехин, а также авторы этой статьи (Арнольд Андрианов, Юрий Поплавский).




 ЛТХ:
Модификация   Т-511
Размах крыла, м   12.83
Длина самолета,м   10.55
Высота самолета,м   2.74
Площадь крыла,м2   24.30
Масса, кг  
  пустого самолета   1440
  максимальная взлетная   2500
  топлива   640
Тип двигателя   1 ПД M-601S
Мощность, л.с.   1 х 760
Максимальная скорость, км/ч   322
Крейсерская скорость, км/ч   320
Практическая дальность, км   4450
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1 - 2
Полезная нагрузка:   до 6 пассажиров или 640 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Т-511 - Т-411 Турбо  © Сергей Рябцев
 Т-511
 Т-511
 Т-511

  Схемы:

 Т-511

  Варианты окраски:

 Т-511

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Арнольд Андрианов, Юрий Поплавский. "Аист-М" расправляет крылья
ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.  Многоцелевой самолет Т-511


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: