На основе анализа самолетов "малой" авиации общего назначения,
эксплуатирующихся за рубежом, и отечественных разработок можно
сделать вывод об оптимальных летно-технических характеристиках
машин, которые у нас могут найти в настоящее время огромный
спрос.
Это - дальность полета с максимальной коммерческой
нагрузкой до 700 км, крейсерская скорость - 300 км/ч, длина
разбега/пробега - 300/250 м, прочность грунта ВПП -
4-5кг/см(кв), ресурс самолета - не менее 10 000 ч.
Исходя из этого. Авиационным НПК под руководством главного
конструктора Е. П. Грунина и Дирекцией авиационных программ во
главе с М. В. Глазковым при Государственном космическом НПЦ
имени М. В. Хруничева создается легкий многоцелевой самолет
Т-511 "Аист-М" (ранее
Т-411 Турбо или Т-411 Тип 60).
Т-511 относится к самолетам нормальной категории по
классификации норм АД-23, FAR-23 и предназначается для перевозки
грузов до 640 кг на воздушных линиях протяженностью более 1100
км.
Наличие в фюзеляже четырех изолированных дверей и одного
грузового люка позволяет легко и быстро переоборудовать самолет
в самые различные варианты применения.
Главная цель: изготовление в короткие сроки простого и
дешевого самолета, высокий уровень эксплуатационной
технологичности. Машина должна быть конкурентоспособной по
стоимости летного часа и эксплуатационных расходов.
"Аист-М" разрабатывается на базе серийно строящегося самолета
Т-411 "Аист" с заменой поршневого двигателя на турбовинтовой,
работающий на керосине - более дешевом авиационном топливе.
При проектировании "Аиста-М" учитывалась низкая трудоемкость
его изготовления, которая обеспечивается применением в
конструкции сварных ферм фюзеляжа и шасси, а также прямого
подкосного крыла, стандартного горизонтального оперения,
отсутствием сложной и дорогой оснастки.
Т-511 представляет собой однодвигательный моноплан с
высокорасположенным прямоугольным крылом с подкосами,
однокилевым хвостовым оперением нормальной схемы и неубирающимся
шасси с хвостовым колесом.
На самолете установлен чешский турбовинтовой двигатель M-601S
мощностью 760 л. с. в комплекте с трехлопастным винтом AVIA
V-508D. Кроме того, предполагается установка на самолете как
отечественного двигателя ТВД-100 или АЛ-34, так и импортного -
РТ6А-135А фирмы "Пратт-Уиттни".
Основной положительной особенностью аэродинамической
компоновки "Аиста-М" является наличие на крыле автоматических
предкрылков, благодаря чему существенно улучшаются летные и
эксплуатационные возможности: повышается безопасность
пилотирования, несваливаемость в штопор, улучшаются несущие
свойства крыла на взлетно-посадочных режимах, увеличивается
аэродинамическое качество, по сравнению со стационарным
предкрылком.
Стабильные высокие аэродинамические и летные характеристики
самолета, включая устойчивость и управляемость, нагрузки и
эффективность органов управления, подтверждены результатами
заводских летных испытаний самолета Т-411 "Аист" - прототипа
Т-511-го. Пилотажно-навигационное оборудование самолета
обеспечивает полет над водными пространствами и безориентирной
местностью с максимальной автономностью.
По желанию заказчика, на самолете предусматривается
возможность установки поплавков для использования в водных
регионах или лыжного шасси для эксплуатации в условиях
заснеженных аэродромов.
Все эти особенности самолета в сочетании с высокой
эксплуатационной технологичностью, сравнительно низкой
стоимостью постройки и эксплуатации дают уверенность в том, что
он найдет самое широкое применение на просторах Российской
Федерации, а .возможно, и за ее пределами.
Фюзеляж "Аиста-М" -форменной конструкции состоит из каркаса,
сваренного из стальных труб, и опалубки, собранной из набора
профилей Д16Т. Ферма фюзеляжа конструктивно выполнена из четырех
продольных лонжеронов и 12 рам. Рамы между собой связаны
раскосами. Опалубка совместно с обшивкой создает внешние обводы
фюзеляжа. Она состоит из верхнего и нижнего гаргротов, каркаса
фонаря, окантовок дверей, люков и остекления.
С обеих сторон фюзеляжа расположены пилотские и пассажирские
двери. На левом борту фюзеляжа имеется большой грузовой люк,
который включен в силовую схему фюзеляжа.
Панели пола кабины легко снимаются, обеспечивая свободный
доступ к проводке управления и электрожгутам, проходящим под
полом.
Фонарь кабины выполнен из каркаса, набранного из профилей и
покрытого органическим стеклом, что вполне обеспечивает широкий
обзор и достаточное освещение кабины.
Крыло Т-511-го - разъемное, прямоугольное в плане, с
постоянным профилем по размаху. Оно состоит из двух разъемных
частей, каждая из которых крепится болтами к верхней части
фюзеляжа посредством стыковых узлов, установленных на переднем и
заднем лонжеронах.
Крыло дополнительно крепится к фюзеляжу двумя подкосами -
передним и задним, имеющими, в свою очередь, контрподкосы. Щель
между крылом и фюзеляжем закрывается специальным зализом. На
крыле установлены автоматические предкрылки, щелевые закрылки и
щелевые элероны.
Крыло - двухлонжеронное, состоит из металлического каркаса и
обшивки из сплава Д16Т. А обшивка законцовок - из
стеклопластика.
В каркас закрылков входят лонжерон, нервюры и носки. Элерон -
щелевого типа, постоянный по размаху профиля, две его части
соединены шарнирно. Здесь предусмотрена осевая аэродинамическая
компенсация.
Хвостовое оперение "Аиста-М" -нормального типа, крепится к
фюзеляжу посредством четырех узлов на стабилизаторе и трех узлов
на киле.
Стабилизатор имеет в плане прямоугольную форму и
дополнительно крепится к фюзеляжу посредством подкосов.
Каркас стабилизатора образован двумя лонжеронами и
приклепанными к ним нервюрами и носками соответственно, расчален
проволочными расчалками с тендерами и обтянут металлической
обшивкой. Руль высоты собран из двух половин, симметрично
расположенных относительно продольной оси самолета и подвешен к
заднему лонжерону стабилизатора. На каждой из его половин
находится вырез для подвески триммера.
Киль - клепанной конструкции с металлической обшивкой, узлами
крепления к фюзеляжу и подвески руля направления. У каркаса киля
есть два лонжерона, нервюры, носки и диафрагмы.
На фюзеляже установлен форкиль, являющийся продолжением киля.
Руль направления подвешен к заднему лонжерону и состоит из
каркаса, носка, узлов подвески и узла управления рулем. Листовая
обшивка также из Д16Т.
Двигатель М-601Е - турбовинтовой со свободной турбиной и
тянущим винтом. В его состав входят многоступенчатый компрессор,
одноступенчатая турбина, планетарный редуктор. Единая кольцевая
камера сгорания располагает четырнадцатью топливными форсунками.
Запуск двигателя обеспечивается от электрического стартера.
М-601Е имеет место крепления для установки с помощью моторамы на
силовом шпангоуте фюзеляжа.
Смазка двигателя осуществляется масляной системой с
маслорадиатором, охлажденным набегающим потоком воздуха.
Капот "закрывает двигатель своими верхней и нижней крышками,
которые соединены четырьмя стяжными замками. На верхней крышке
капота имеется лючок для заправки маслом. На нижней крышке
расположен вырез под входной канал маслорадиатора, всасывающий
патрубок и выходной коллектор.
Шасси самолета - трехопорной схемы с хвостовым колесом.
Конструкция каждой опоры выполнена трубчатой фермой с
закрепленным на ней тормозным колесом с одной стороны и
пневмогидравлическим амортизатором - с другой. Амортизатор
закреплен на силовом узле фермы внутри фюзеляжа.
На подкосах фермы шасси установлены обтекатель и щиток,
закрывающие вырез фюзеляжа и стойки фермы.
Хвостовая опора шасси - рычажного типа с колесом и шиной
размерами 310х135 мм. Хвостовая опора оснащена также
пневматическим амортизатором. Рычаг хвостовой опоры - вильчатого
типа, сварной из стальных труб. На рычаге закреплено стопорное
устройство, управляемое летчиком.
Хорошо продумана и удобна для эксплуатации топливная система.
Заправка производится открытым способом через две заливные
горловины крыльевых баков. Полная их емкость вместе с расходным
баком составляет 770 л.
При работе двигателя топливо самотеком поступает из баков
через обратный клапан, открытый пожарный кран, фильтр-отстойник
в расходный бак, где установлены подкачивающие насосы.
Система управления "Аиста-М" состоит из органов управления
элеронами, рулем направления, рулем высоты и триммером.
Возможно, при необходимости, использование легко демонтируемого
правого поста управления. При использовании самолета в
транспортном варианте управление осуществляется только с левого
поста.
Механизация крыла Т-511 предназначена для улучшения
взлетно-посадочных характеристик. Она состоит из автоматического
предкрылка и щелевого поворотного закрылка.
Управление закрылками - электродистанционное. Отклонение
левого и правого закрылков осуществляется посредством одного
электропривода.
Синхронизация отклонения происходит через механическую связь
- жесткую тягу. Положение закрылков контролируется по индикатору
на приборной доске. Компоновка рабочего места пилота
представляет максимум удобств в управлении самолетом и
комфортные условия для летчика с различными антропометрическими
данными в пределах ростовых показателей.
Рабочее место оборудовано адаптивным креслом с регулируемой
привязной системой, ручкой управления самолетом, педалями с
тормозными площадками, постом управления силовой установкой,
приборной доской, потолочным пультом с органами управления
самолетными системами.
Обширный переплет остекления передней части фонаря
обеспечивает летчику отличный круговой обзор, необходимый для
захода на посадку по стандартной траектории. По левому и правому
бортам имеются окна, служащие для естественного освещения и
обеспечения обзора пилотам и пассажирам.
Пилотажно-навигационное оборудование полностью обеспечивает
полет Т-511 в соответствии с требованиями АП-23.
В состав оборудования входят авиагоризонт, указатель
скорости, вариометр, барометрический высотомер, магнитный
компас, авиационные часы, система сигнализации о критических
углах атаки, автоматический радиокомпас, курсовая система с
индикатором, спутниковая навигационная система, маркерный
приемник.
Радиосвязное оборудование, установленное на самолете,
предназначено для ведения экипажем двухсторонней радиосвязи с
наземными пунктами управления движения, а также для определения
места аварии и наведения на него поисково-спасательных групп. А
бортовая приемопередающая радиостанция обеспечивает
бесподстроечную связь экипажа с наземными пунктами управления.
В "Аисте-М" тщательно продумана система пассажирского и
грузового оборудования. Два пассажирских дивана рассчитаны на
шесть пассажиров и обеспечивают комфортное размещение во время
полетов и сводит к минимуму возможность травмирования пассажиров
в условиях аварийной посадки самолета. Диваны обеспечены
системой привязных ремней.
В отделке салона и кабины применены различные негорючие
материалы и ткани из натуральных волокон. Пассажирская кабина и
грузовой отсек разделены между собой легкосъемной панелью. На
левом борту размещен грузовой люк для обеспечения
погрузочно-разгрузочных работ.
При использовании самолета для перевозки груза пассажирские
диваны удаляются, тем самым достигается значительное увеличение
грузового отсека. Пол грузового отсека выполнен из трехслойной
панели с сотовым наполнителем. Для крепления груза имеются узлы
на ферме фюзеляжа.
На Т-511 предусмотрено аварийно-спасательное оборудование.
Для эвакуации пассажиров в экстремальной ситуации используются
двери кабины, имеющие механизм аварийного сброса.
Для связи с поисковыми отрядами есть аварийная радиостанция.
На самолете имеется набор медицинских средств в бортовой
аптечке.
Для повышения комфорта предусмотрена система обогрева и
вентиляции кабины, которая состоит из маслорадиатора,
размещенного в нижней части фюзеляжа, и воздуховодов вентиляции
кабины для каждого пассажира и члена экипажа.
Подача теплого воздуха производится посредством заслонки,
связанной с ручкой обогрева.
Кроме этого, в состав системы входят вентиляционные форточки,
установленные на боковом остеклении дверей кабины.
В разработке и постройке Т-511 "Аист-М" активное участие
принимали заместители главного конструктора Виктор Заболотский,
Леонард Тарасович, Михаил Васюк, Вильяме Медников, руководители
подразделений КБ Михаил Папазов, Владимир Кулеш, Валерий Надин,
Виктор Гаврилов, Фридрих Корецкий, Владимир Мелехин, а также
авторы этой статьи (Арнольд Андрианов, Юрий Поплавский).