При первом взгляде на самолет Lima I опытный авиатор увидит, прежде всего,
известный многим Piper PA-23-250 Aztec. Что общего у этого самолета с
конструктором Бертом Рутаном (Burt Rutan)? И что общего у проектов Lima I и Lima II? Наконец, в
честь чего или кого самолеты получили такое название, не в честь ли столицы
Перу? И как соотносится с ними самолет TAA-1?
Не на все эти вопросы есть достоверные ответы. На сайте Stargazer сообщается, что на
одном из форумов было высказано предположение, что LIMA - это аббревиатура Lexus
In My Airplane ("Лексус" в моем самолете), хотя это не более чем предположение,
которое никто не подтвердил. Об этих проектах известно очень мало, поскольку они
с самого начала не были публичными.
Достоверно установлено только, что инициатором первого проекта был в начале 90-х
годов прошлого века Yuki Togo, бывший глава Toyota Motor Sales (США) и Jim
Press, возглавлявший в то время Lexus. Тогда Toyota Motor Company предприняла
попытку разработать авиационный двигатель на базе дизеля Lexus V-8 мощностью 250
л.с. (3,998 л) с жидкостным охлаждением, который с 1989 г. устанавливали на
японские автомобили высшего класса Lexus LS400 (Lexus является подразделением
Toyota).
Компании Scaled Composites было поручено испытать эти двигатели на самолете
Piper PA-23-250 Aztec. Первый полет выполнил Дик Рутан в 1990 г., в октябре 1991
г. состоялся первый полет одномоторного Lima II с тем же двигателем. В 1996 г.
Toyota сертифицировала двигатель V-8 с воздушным винтом Hamilton Standard в FAA,
но в производство эти моторы так и не были запущены. А 10 ноября 1998 г., через
два года, Lima II был утилизирован и снят с регистрации. Возможно, такая же
судьба и у Lima I. Во всяком случае, от проекта Lima I осталось всего одно фото,
а самолет Lima II был запечатлен только на фотографиях в статье "Mojave Mystery
Ship" в журнале Kitplanes, которые сделал Ron Wanttaja из-за забора Scaled
Composites в августе 1993 года.
От этого проекта в памяти американских авиаторов остался визит Yu ki Togo на
AirVenture Oshkosh на самолете Gulfstream G-IV, да спонсорство со стороны Lexus
пилота Чарли Гилларда (Charlie Hilliard) на гонках Lone Star.
По предположению Stargazer прекращение авиационной программы в компании Toyota - не
более чем отвлекающий маневр, поскольку через год после утилизации Lima II были
опубликованы объявления Toyota о приглашении авиационных конструкторов на работу
по проектированию нового четырехместного композитного самолета. Позже Toyota
признала, что около 40 инженеров, имевших опыт работы в Boeing, Raytheon и
других авиастроительных корпорациях США, в течение четырех лет работали над
созданием четырехместного композитного поршневого самолета Toyota. И 31 мая 2002
г. летчик-испытатель Джон Каркоу (Jon Karkow) совершил на нем первый полет.
Проект получил название Toyota Advanced Aircraft - TAA-1, а неофициально его
назвали Budgie - "Волнистый попугайчик" (не очень вяжется с представлением о
Lexus).
Несмотря на продолжительный период (почти 15 лет) работы Toyota с намерениями
выйти на мировой, прежде всего американский, рынок производства поршневых
самолетов с собственными моторами, на TAA-1 установили обычные двигатели
Lycoming. Рассматривались два варианта - мощностью 160 л.с. и 200 л.с. Оба
варианта были рассчитаны на экипаж из четырех человек, включая пилота. С менее
мощным мотором самолет должен был разгоняться до 257 км/ч, с более мощным - до
296 км/ч. Отличительной особенностью самолета должен был быть дружественный
интерфейс, роскошью напоминающий приборную панель автомобилей Lexus. Однако
фотографий панели "Волнистого попугайчика" нет.
Какое отношение имел к этому самолету Рутан? Многие специалисты не видят в
облике самолете ничего рутановского. Так и есть. Самолет был спроектирован без
его участия, однако, сборка из агрегатов и деталей, изготовленных в Toyota, была
выполнена в Scaled Composites. И летные испытания были проведены на базе
компании в пустыне Мохаве. Рутан лишь сдержанно рассказал об этом самолете на
пресс-конференции в Oshkosh в 2002 г., подтвердив факт участия в сборке и
испытаниях самолета. Позже были сообщения о работе по проекту TAA-2, но
результат ее так и не был объявлен.
Работы японских автомобилистов по этим проектам остались тайной за семью
печатями, летно-технические характеристики самолетов нигде не опубликованы.
После статьи в Kitplanes в сообществе пилотов обсуждалось внешнее сходство
самолетов Lima II и Catbird. Но
если внимательно посмотреть хотя бы фото, станет ясно, что сходство такое же,
как у всех легких четырех- пятиместных одномоторных самолетов. Если не обращать
внимания на ПГО Catbird, можно убедиться в том, что отличаются капоты
двигателей, кабины, шасси, оперение. Кабина Catbird герметичная, у Lima II -
нет. На Catbird убирающееся шасси, на Lima II - нет. Оперение Catbird
Т-образное, Lima II - нормальное.
Трудно представить себе, что Toyota напрасно израсходовала деньги на свои
проекты. Однако ситуация проясняется, если учесть, что в середине 90-х годов,
когда был сертифицирован авиационный двигатель на базе Lexus V-8, в экономике и
авиационной промышленности США наблюдался очередной спад ситуация проясняется.
Не исключено, что, несмотря на намерения войти на, казалось бы, огромный рынок
АОН, именно это обстоятельство стало причиной прекращения работ
японской компании
в авиационном направлении. А когда ситуация изменилась, в компании уже не
работали инициаторы этих проектов. Возможно, если бы кризиса не было, сегодня
самым продаваемым в сегменте поршневых самолетов оказался бы не Cirrus SR22, а
TAA-1 или TAA-2, выпускаемые на роботизированном конвейере в Японии. Тем более
что внешне они очень похожи. Не судьба.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
TAA-1 |
Размах крыла, м |
11.40 |
Длина , м |
9.50 |
Высота, м |
2.95 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Lycoming IO-360 |
Мощность, л.с. |
1 x 180 |
Максимальная скорость, км/ч |
295 |
Крейсерская скорость, км/ч |
260 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 3 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|