Чешские инженеры - признанные лидеры в области разработки и производства
техники для авиации общего назначения, хотя им "наступают на пятки"
авиастроители из Словакии и Словении, не говоря о традиционных центрах новых
разработок в этой области: Германии, Италии, Франции, США. Но, похоже, скоро
членам этого клуба придется потесниться и освободить место для компаний из
Латвии.
Старшее поколение хорошо знакомо с разработками СКБ РКИИГА. Но это было в
прошлом веке, еще в СССР. С тех пор громко заявили о себе только
пилотажная группа Baltic Bees и летные школы, куда приезжает поучиться и
получить европейские лицензии Privat Pilot молодежь из соседних стран.
Первым практическим шагом на мировой рынок АОН стало образование в 2010 г.
компании Pelegrin Ltd. За год до ее учреждения Igors Zvjagins, бизнесмен и пилотультра-лайта, и Valentin Vasjak, президент Латвийской ассоциации
самодеятельного самолетостроения (Latvias Home Builders Association) оказались в
Италии, где им очень понравился двухместный Millennium Master. В результате они
купили кит-набор и за 10 месяцев собрали самолет в образованной для этого
компании Pelegrin, Ltd. К сожалению, итальянская фирма-разработчик Millennium
Master обанкротилась, а в конструкции самолета в процессе сборки и эксплуатации
были выявлены недостатки и резервы. Появилась идея создать новый сверхлегкий
самолет, который воплотил бы в себе все лучшие качества Millennium Master, но
был бы лишен его недостатков.
К тому времени часть разработчиков Millennium Master перешла в итальянскую
компанию C.F.M. Air s.r.l., в состав правления Pelegrin, Ltd в качестве
основного инвестора проекта вошел Aivars Lejietis (Айварс Лайетис), который в
2007 г. получил лицензию пилота ультралайта, начал летать на словацком Dynamic
WT9. Три года назад Pelegrin, Ltd участвовала с Millennium Master в выставке AERO, где произошла встреча с итальянскими инженерами, после чего было принято
решение о совместной работе. С итальянской стороны ее возглавил генеральный
директор компании С.ЕМ. Air s.r.l. Marko Martilla.
Интересно, что в реализации
проекта участвовали также соучредитель и совладелец этой компании итальянский
астронавт Maurizio Sheli (380 часов в космосе и 5000 летных часов). С латвийской
стороны, кроме перечисленных инициаторов проекта, в разработке были заняты
инженеры и специалисты Pelegrin, Ltd, а летные испытания нового самолета,
получившего название TaRRagon, провел летчик пилотажной группы Baltic Bees
Анатолий Перекрестов.
Надо отметить, что TaRRagon - совершенно новый самолет,
так как Millennium Master не сохранилось ни технологической
оснастки, ни большей части документации.
Принципиальным оказалось то, что с обеих сторон было взаимопонимание. Всех
устраивала концепция тандема, позволяющая получить большую скорость за счет
уменьшения сопротивления миделя фюзеляжа. В то же время распространенная в
легкой авиации технология изготовления углепласткового Millennium Master, когда
вначале укладывают углеткань, а потом вручную наносят связующее, уже не
удовлетворяла. При такой технологии конструкция получается тяжелой,
некачественной, отклонения массы планера от самолета к самолету значительны.
А в сочетании с другими конструктивными недостатками прототипа добиться высоких
летных характеристик непросто.
Было принято решение закупать у испанской специализированной компании препреги,
которые помогли сэкономить как минимум 20% массы конструкции. Углеткань,
пропитанная связующим на специальном оборудовании, поступает в Латвию в
замороженном виде. Здесь она укладывается в матрицы и происходит процесс
отверждения. В процессе разработки TaRRagon были спроектированы новые матрицы с
учетом нового технологического членения. Так, в конструкции Millennium Master
было 120 деталей из карбона, в новом самолете их количество увеличилось до 158.
Организация работы: месяц латвийские специалисты работали в Турине, месяц -
итальянцы в Риге. Процесс развивался последовательно-параллельно. В ходе
совместной работы выдвигались и обсуждались идеи и решения. Когда они
превращались в проектную документацию, ее передавали в производство. Там
изготавливали матрицы, хотя параллельно шел процесс проектирования по всем
направлениям.
В 2014 году существовало опытных самолета. На одном стоят
аналоговые приборы, на другом - цифровые. Первый борт уже облетан. Второй борт с многофункциональным Dynon Skyview поднялся в
небо уже после презентации на AER0-2014.
Выставка оказалась для нового самолета TaRRagon дебютом, который привлек
внимание многих посетителей. В настоящее время компания продолжает процесс
летных испытаний и подготовки производства.
В 2014 году мощности позволяют выпустить 10 самолетов, в следующем - до 20, а
всего в Pelegrin, Ltd планируют строить и продавать до 50 бортов в год.
Но к 2018 году закончен только третий самолет.
Компания позиционирует TaRRagon какультралайт (хотя по взлетной массе он
относится к категории LSA) нового поколения: двухместный тандем с двигателем
мощностью от 100 до 130 л.с. развивает скорости от 270 до 310 км/ч.
TaRRagon ориентируют не только на внутренний, но и на внешние рынки,
прежде всего, в Евросоюзе. Самолет, по мнению разработчика, относится к
категории ультралайтов. В каждой стране свои правила их сертификации, поэтому в
разных государствах надо учесть эти особенности. Не исключено, что самолет будет
сертифицирован в Германии, сертификат которой является пропуском на рынки
большинства стран Европы. И выставка AER0-2014 показала, что TaRRagon
приглянулся пилотам из Германии, Франции, Италии и других стран.
Действительно, несмотря на позиционирование разработчиком в категории ультрайтов,
он выглядит, как легкий учебно-тренировочный самолет. В конструкции
прослеживаются основные его черты: совершенные аэродинамические формы, мощная
механизация (двухщелевой закрылок), убирающееся шасси, соответствующий
учебно-тренировочному самолету пилотажно-навигационный комплекс.