На выставке Sun 'n Fun Aerospace Expo в Лейкленде, штат Флорида, французский производитель Daher представил турбовинтовой самолет последнего поколения
TBM-960.
Заменив TBM 940 в модельном ряду компании, самолет стоимостью примерно $4,57 млн оснащен более эффективным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6E-66XT с
пятилопастным композитным винтом и цифровым электронным управлением тягой.
С запуском нового самолета семейства TBM от Daher теперь предлагается две версии - TBM 910 и 960. Французский производитель сообщил, что сертификация EASA для
960 уже завершена, а одобрение FAA находится на рассмотрении. Ожидается, что поставки новой модели начнутся в июле.
Дополнительный пакет салона Prestige повышает цену примерно до $4,8 млн и добавляет новую систему экологического контроля (ECS), светодиодное освещение и окна с
электронным затемнением. Этот салон премиум-класса также включает другие усовершенствования, такие как новые эргономичные кресла, разъемы USB-A и C,
подстаканники и крючки для гарнитуры в каждом из шесть мест самолета.
«TBM 960 - это квинтэссенция TBM, представляющая собой пятую эволюцию нашего семейства очень быстрых турбовинтовых самолетов с момента появления в 2014 году
семейства TBM 900», - сказал Николя Шабберт, старший вице-президент авиационного подразделения Daher. «Он использует максимальные преимущества современной
турбовинтовой технологии, обеспечивающей цифровое управление двигателем и винтом».
По словам Daher, запуск двигателя PT6E-66XT полностью автоматизирован после активации одного переключателя. Кроме того, рычаг управления электронной дроссельной
заслонкой использует одно переднее положение от взлета до посадки, а двухканальная цифровая система управления двигателем и винтом оптимизирует характеристики
силовой установки на всех этапах полета, снижает нагрузку на пилота и увеличивает срок службы двигателя.
Пятилопастной винт Hartzell Raptor, полностью интегрированный в силовую установку, специально разработан для снижения общего веса и улучшения взлетных
характеристик, набора высоты и полета на крейсерской скорости, а также для снижения шума и вибраций. Уровень шума при взлете составляет 76,4 децибел, что
соответствует строгим международным стандартам.
Характеристики нового самолета примерно такие же, как у TBM 940, включая максимальную скорость 330 узлов на эшелоне 280 и максимальную дальность полета 1730
морских миль на скорости 252 узла. Взлетный вес TBM 960 увеличился на 221 фунт до 7615 фунтов, чтобы компенсировать потяжелевший на 140 фунтов салон Prestige.
В кабине экипажа нового TBM 960 сохраняется комплект авионики Garmin G3000 от модели 940 с электронной стабилизацией, защитой от снижения скорости, режимом
аварийного снижения и функцией автоматической посадки HomeSafe, но добавляет доплеровский метеорологический радар Garmin GWX 8000 с прогнозированием гроз и
града и обнаружением турбулентности. Также впервые используется передатчик данных Garmin GDL 60, который позволяет автоматически загружать базу данных и
связываться с мобильными устройствами.