Еще одной вариация на тему Ан-2
стал ТР-301ТВ, который предлагает ООО
"Производственно-конструкторская компания "Техрегион" (Ейск). Вместо коренной ремоторизации главный конструктор
компании Сергей Борисенко решил модернизировать поршневой АШ-62, а также
превратить биплан в высокоплан.
Модифицированный двигатель получил название АШ-62ИР и представляет собой
инжекторную версию с впрыском воды. Впрыск осуществляется автоматически при
оборотах двигателя свыше 1700 об/мин. или вручную с помощью специального
переключателя. Расход воды 1 л/мин. при баке с водой емкостью 40 л на борту
позволяет использовать в качестве топлива автомобильный бензин Аи-95, увеличивая
температуру кипения водно-бензиновой смеси, уменьшая температуру головок
цилиндров и детонацию. Но главное, часовой расход топлива двигателя сократился
со 170 до 110 л/ч. (удельный расход уменьшился с 260-300 г/л.с. ч до 180-200 г/л.с.
ч).
Сняв нижнее крыло, конструктор уменьшил массу самолета на 450 кг. Стало меньше и
аэродинамическое сопротивление, выросла нагрузка на крыло. В итоге максимальная
крейсерская скорость оказалась такой же, как на ТВС-2МС с более дорогими
турбовинтовым двигателем и пятилопастным воздушным винтом, расход топлива меньше,
а дальность полета больше.
Поработали в Ейске и над пилотской кабиной. Прежде всего, убрали сдвоенное
управление, посчитав, что второй пилот такому самолету не нужен. В связи с
изменениями конструкции двигателя на панели приборов появился тумблер ручного
включения впрыска воды, рядом виден тумблер включения автопилота. На приборной
доске смонтированы держатели различных планшетов, USB-порты для их подключения.
Очевидно, что пилот может пользоваться современными GPS-навигаторами и
многофункциональными дисплеями. Заметно, что модернизация пилотской кабины не
завершена, о чем можно судить по индикаторам положения закрылка и створок
маслорадиатора, которые изготовлены из обычных электротехнических приборов.
В салоне ТР-301 установлены четыре кресла, холодильник, микроволновая печь,
биотуалет. Подбор материалов, цветовая гамма, качество изготовления вполне
соответствуют цене самолета, декларируемой предприятием: 150 тысяч долларов США.
В настоящее время изготовлено три самолета ТР-301: один эксплуатируют в Пермском
крае, два - в Краснодарском.
Техническое описание
Самолет ТР-301ТВ – многоцелевой высокоплан с двигателем Walter
М-601 и винтом AVIA V508 предназначен для выполнения авиационных работ в
зависимости от их цели:
-
Перевозка пассажиров и грузов
-
Авиационно-химические работы
-
Лесоавиационные работы
-
Транспортно-связные работы
-
Поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы и др.
Самолет может перевозить различные грузы, а также работников
предприятия.
Мощная механизация крыла позволяет эксплуатировать самолет на
необорудованных аэродромах и небольших площадках и обеспечивает устойчивое
планирование на больших углах атаки.
Самолет оборудован современной радиоаппаратурой для связи с
наземными станциями и оборудован приборами для полетов в простых и сложных
условиях.
Фюзеляж - типа полумонокок, цельнометаллической конструкции и
обшит алюминиевыми материалами.
Кабина пилота с одним сиденьем закрыта просторным остекленным
фонарем с хорошим обзором во всех направлениях.
Позади кабины пилота расположена кабина для грузов и при
незначительном переоборудовании может использоваться в других целях.
Моноплан крыла, и хвостовое оперение состоят из металлического
каркаса, обшитого полотняной обшивкой. Крыло самолета по размаху имеют
постоянный профиль. На крыле установлены щелевые элероны, имеющие осевую
аэродинамическую и весовую компенсации. На левом элероне установлен триммер.
Элероны отклоняются дифференциально. Управление элеронами связано с управлением
закрылками механизмами зависания. По всему размаху верхнего крыла установлены
автоматические предкрылки. Для уменьшения посадочной скорости и сокращения
взлетной дистанции на крыле установлены щелевые закрылки, имеющие осевую
аэродинамическую компенсацию. Управление закрылками электрическое.
Хвостовое оперение имеет симметричный профиль у корня и у конца.
Руль высоты и руль направления имеют осевую аэродинамическую и весовую
компенсации и триммеры. Неубирающееся пирамидального типа шасси самолета состоит
из амортизационной стойки, переднего и заднего подкосов и колес полубаллонного
типа с двусторонним пневматическим тормозом.
Управление тормозами производится гашеткой, установленной на
штурвале. Ориентирующееся хвостовое колесо полубаллонного типа, не убирающееся в
полете, соединено с амортизационной стойкой.
Управление самолетом одинарное. Проводка управления смешанная:
тросовая и жесткая.
Двигатель М-601, установленный на самолете, заключен в капоты.
Охлаждение двигателя воздушное. Масло охлаждается в масляном воздушном
радиаторе, установленном в нижней части капота.
На самолете ТР-301ТВ установлен трехлопастный автоматический
винт AVIA V508. Масляная система двигателя состоит из бака емкостью 15 л,
расположенного внутри мотора, радиатора, трубопроводов и арматуры. Система
питания двигателя топливом состоит из шести баков, расположенных в крыле,
трубопроводов, агрегатов и арматуры. Общая емкость топливных баков 1200 л.
Управление двигателем и бензокранами механическое.
Электросеть самолета питается от генератора, имеющего привод от
двигателя.
В конструкции самолета широко применяются стандартные трубы,
листовой алюминий, литье и штамповка.
Основными материалами и полуфабрикатами, применяемыми для
постройки самолета, являются: стальные трубы, листовой дюралюминий, прессованные
профили из дюралюминия, легированные стали, отливки и штамповки из алюминиевых
сплавов, штамповки из легированных и углеродистых сталей, авиационное полотно,
кожа, резина.