В середине 80-х годов авиационный инженер Брюс Боланд, работавший на фирме Локхид, приступил к созданию специального гоночного самолета, получившего название "Цунами".
Финансировал работу американский миллионер Джон Сэндберг - сам летчик и страстный поклонник гоночных самолетов. Новая рекордная машина должна была стать самым аэродинамически
"чистым" поршневым самолетом, впитавшим в себя все последние достижения авиационной науки и техники.
В какой-то мере "Цунами" являлся дальнейшим развитием схемы истребителя Р-51, и даже внешне несколько его напоминал. Впрочем, от "Мустанга" ему достались лишь моторама да кое-какие
элементы. Все остальное было сделано заново. Другими словами, "Цунами", повторив историю английского "Хорнета", фактически стал уменьшенным "Мустангом" при том же двигателе.
Самолет имел минимальные размеры, а его взлетная масса составляла всего 3175 кг - столько же, что и у пустого истребителя Р-51.
17 августа 1986 года пилот Стив Хинтон впервые поднял новую машину в воздух, а уже на следующий год "Цунами" принял участие в традиционных американских национальных воздушных
гонках в Рино, показав на замкнутой сложной трассе в полете у земли среднюю скорость 747 км/ч. Но в связи с тем, что на самолете стоял ограничитель форсажа, двигатель не выходил на
полную мощность. В результате первое место досталось Биллу Дестифани, показавшему на своем "Мустанге скорость 751 км/ч.
В 1988 году Сэндберг вновь выставляет "Цунами" на очередные гонки в Рино. На этот раз Стив Хинтон, уже успевший досконально изучить и облетать самолет,
спокойно побивает прошлогодний рекорд "Мустанга", разогнавшись до скорости 757 км/ч. Но... по иронии судьбы он вновь оказывается вторым. В это время уже известный нам гонщик Лайл
Шилтон выводит на гоночную трассу своего "Редкого Медведя" и приходит к финишу первым, показав среднюю скорость 764 км/ч.
Появление столь серьезного конкурента заставило Сэндберга заняться основательной модернизацией своего самолета, на который к тому времени он уже потратил 11 миллионов долларов. В
том же году самолет был существенно доработан. У него уменьшили площадь вертикального оперения, несколько снизили полетную массу, подобрали новый воздушный винт, чуть передвинули
вперед крыло и несколько уменьшили сопротивление воздухозаборников.
Сразу же после окончания работ в 1989 году Стэндберг предпринял попытку установить новый мировой рекорд скорости. Однако в ходе пробных полетов в Вендайвере (штат Юта) у самолета лопнул пневматик шасси и "Цунами" получил повреждения, не позволившие Стэндбергу выполнить намеченную программу. А вот его постоянный противник Лайл Шилтон в это же самое время на своем самолете как раз и установил тот самый рекорд в 850 км/ч, о котором уже упоминалось ранее.
Расквитаться с Шилтоном Стэндберг надеялся в ходе воздушных гонок в Рино. В следующем 1990 году "Цунами" прошел трассу со скоростью 745 км/ч, а еще через год самолет превзошел все
свои достижения. Стив Хинтон, маневрируя между контрольными вышками, показал результат 769 км/ч. Но увы, первое место вновь досталось Шилтону, который на своем "Медведе" носился по
трассе со скоростью 775 км/ч.
Тем не менее Стэндберг не собирался сдаваться. Вспомнив, что в таблице мировых авиационных рекордов остается непревзойденным результат гоночного гидросамолета Макки М.72 (709,2
км/ч), он решил установить "Цунами" на поплавки и побить достижение 57-летней давности.
К несчастию, трагическая случайность не позволила выполнить задуманное. При перелете в г. Пьер (штат Южная Дакота) самолет разбился. Стэндберг, лично пилотирующий свой самолет,
заходя на посадку, начал выпускать посадочные щитки. Но один из щитков не вышел. Машина стала крутить неуправляемые "бочки" и врезалась прямо во взлетно-посадочную полосу
аэродрома. Времени и высоты для покидания самолета с парашютом у 59-летнего Стэндберга уже не оставалось...