Согласно постановлению Совмина СССР
No. 127-39 от 28 января 1981 г. на базе
Ту-134А-3 для Минсельхоза была создана модификация Ту-134СХ
(сельскохозяйственный). Самолет предназначался для мониторинга состояния почв,
что позволяло контролировать рост посевов, судить о поражении их вредителями и
прогнозировать урожайность.
Узнать Ту-134СХ было очень просто. Поскольку салон занимала аппаратура,
количество окон значительно уменьшили, а аварийные выходы ликвидировали. Экипаж
состоял из двух пилотов, бортинженера, штурмана и десяти операторов
спецоборудования. В нижней части фюзеляжа были 3 герметичных фотолюка, закрытых
плоским стеклом, и 1 негерметичный, закрываемых сдвижными крышками. В салоне
были установлены многозональные аэрофотоаппараты МКФ-6М и МСК-4 фирмы "Цейсс-Икон"
(ГДР) либо отечественные АФА-41/10 и АФА-ТЭ/35 на неподвижных установках и
топографический фотоаппарат ТАФА-10 на поворотной установке АФУС-У. Имелся
шестиканальный сканер французской фирмы Matra, известный у нас как "Яшма". В
задней части салона находилась фотолаборатория для проявки пленки и перезарядки
кассет. Под корневыми частями крыла крепились на пилонах восьмиметровые
сигарообразные контейнеры с антеннами радиолокационной станции бокового обзора (РЛСБО)
"Нить-С1СХ". Она имела длину волны 2 см и полосу обзора шириной 15 км или 37,5
км. В первом случае получалась радиолокационная карта в масштабе 1:100 000 или
1:200 000, во втором – 1:250 000 или 1:500 000. Под самолетом оставалась слепая
зона шириной 11 км. Картографирование производилось на высотах 3000–6500 м и
скоростях 350–750 км/ч, за один вылет "обозревался" район площадью до 10 000 км?
. В отличие от фотосъемки, которую во многих регионах удавалось производить
всего 25–35 дней в году, радиолокационная съемка возможна круглый год, в любую
погоду и в любое время суток. На радиолокационной карте видны сухие, влажные,
засоленные и заболоченные участки. РЛСБО "видит" даже сквозь сухой снежный
покров, позволяя следить за состоянием озимых культур.
Ту-134СХ был оснащен навигационным комплексом "Мак", позволявшим при съемке
ходить параллельными галсами, автоматически возвращаться по пройденному маршруту
или лететь в любую точку, заданную оператором. Имелся цифровой магнитный
регистратор, фиксирующий показания РЛСБО и сканера. Масса пустого снаряженного
самолета с антеннами РЛСБО составляла 34,4 т, без них – 32,4 т, взлетная – 47,6
т, Запас топлива – 14,4 т, продолжительность полета возросла до 4,5 ч, а
дальность – до 3600 км.
Прототип Ту-134СХ (СССР-65917, зав. No.(33)63991) поднялся в воздух в апреле 1983
г. еще без РЛСБО. До 1989 г. выпустили 9 серийных машин: СССР-65918, -65721 по
-65725 и -65928 по -65930. В эксплуатацию самолет приняли согласно приказам МАП,
МГА и Минсельхоза от 2 октября 1984 г. Впрочем, испытания в ГосНИИ ГА
продолжались еще около полутора лет.
Съемка одного квадратного километра суши или моря с Ту-134СХ обходилась в 2,4
раза дешевле, чем с Ан-26, в 2,7 раза, чем с Ан-30, и в 4,6 раза, чем с Ми-8.
Первые два года самолеты летали без РЛСБО, которая долго испытывалась в ГосНИИ
ГА. Эксплуатация Ту-134СХ с РЛСБО началась только в мае 1987 г. В 1990 г.
самолет модернизировали: он получил радиотехническую систему дальней навигации
А-723 "Квиток-2", новые шестиканальные гамма- спектрометры "Кама-С" и "Кама-Ф"
(диапазон 2,2–4,74 мкм) и тепловизор "Вулкан" (8–14 мкм).
Все серийные Ту-134СХ попали в 243-й ЛО Воронежского ОАО. Позже 3 машины
передали 176-му ЛО Ивановского ОАО. В 1986 г. был создан Всесоюзный
научно-исследовательский центр "Автоматизированная информационно-управляющая
система "Агроресурсы", следивший за состоянием посевов, сельхозугодий,
лесонасаждений и водоемов. В его распоряжение были предоставлено несколько
самолетов, в т.ч. Ту-134СХ.
Самолеты этой модификации применялись в различных исследованиях, причем
связанных не только с сельским хозяйством. Так, с 27 октября по 4 ноября 1988 г.
Ту-134СХ участвовал в экспедиции "Арал-88", изучавшей экологическую катастрофу в
зоне Аральского моря. Виновниками бедствия были земледельцы, забиравшие для
орошения хлопковых полей почти всю воду из Амударьи и Сырдарьи, впадающих в
Арал. Оказалось, что половина воды уходит сквозь стенки каналов, построенных без
какой-либо гидроизоляции. Были определены участки каналов, которые надлежало
забетонировать в первую очередь, чтобы снизить потери воды. 15 февраля 1989 г.
Ту-134СХ использовался для оценки ущерба от землетрясения в Армении, унесшего
жизни 25 000 человек. 10 января 1990 г. Ту-134СХ участвовал в экологической
акции "Невская губа", связанной с изучением последствий возведения дамбы для
защиты Ленинграда от наводнений.
Исследование показало, что в западной и восточной частях Невской губы
образовались застойные зоны, где скапливались сбрасываемые в Неву и Финский
залив промышленные стоки. Властям Ленинграда порекомендовали взорвать дамбу,
чтобы восстановить нормальную циркуляцию воды. В августе 1992 г. Ту-134СХ
участвовал в российско-американском гидрологическом эксперименте "Пречери".
Кроме того, самолет применялся как разведчик рыбы на Камчатке, как ледовый
разведчик на Крайнем Севере, нес службу в лесном хозяйстве и геологии.
Естественно, эксплуатация Ту-134СХ протекала с большими организационными
проблемами (в чем никаких сомнений не возникало изначально). В Воронежском ОАО
подготовили экипажи для десяти машин, а поступило сначала всего две. К августу
1988 г. в строю было 4 самолета. Никак не удавалось решить вопрос с оплатой
труда экипажей, поскольку "пробить" для Ту-134СХ статус самолета-лаборатории
оказалось неимоверно сложно. К тому же, они постоянно выявляли загрязнение
окружающей среды и прочие безобразия, после чего разные ответственные лица
получали "по шапке", и вскоре чиновники стали мешать проведению воздушного
мониторинга. В результате половина машин стояла без дела. Мало-помалу созрело
решение переделать самолеты в административные или грузовые и продать. Первым
стал RA-65930 (зав. No.(73)66500), в 1995 г. переделанный в грузо-пассажирский с
дверью размером 1,61?1.09 м. Но из-за отсутствия аварийных выходов он был
малопригоден для пассажирских перевозок. Поэтому в конце 1999 г. при капремонте
самолет снова доработали: прорезали дополнительные окна и аварийные выходы,
смонтировали роскошный интерьер, превратив его в 40-местный "салон". Он получил
обозначение Ту-134A-3M. К августу 2002 г. переделали все "СХ", кроме RA-65929.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-134СХ |
Размах крыла, м |
29.00 |
Длина самолета,м |
37.10 |
Высота самолета,м |
9.02 |
Площадь крыла,м2 |
127.3 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
27960 |
максимальная взлетная |
43000 |
Внутреннее топливо, л |
13200 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Авиадвигатель (Соловьев) Д-30-II |
Тяга, кН |
2 х 66.68 |
Крейсерская скорость, км/ч |
900 |
Перегоночная дальность, км |
3500 |
Практическая дальность, км |
1900 |
Практический потолок, м |
11900 |
Экипаж, чел |
3-4 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|